Постановка задачи и активизация мотивов

Материалы » Анализ психологической деятельности военного инженера » Постановка задачи и активизация мотивов

Страница 2

Формирование оперативных образов у подчиненных достигается посредством использование следующих приемов и средств:

- ознакомление военнослужащего с замыслом и решением командира;

- доведение до личного состава способов деятельности;

- моделирование действий на картах и схемах;

- словесное воспроизведение порядка действий исполнителями.

Понимание решения командира, усвоение цели и модели будущей деятельности не обеспечивают должного напряжения сил подчиненного личного состава. Для этого необходимо провести в действие мотивационную сферу военнослужащего. Воздействие на мотивы предполагает на их оживление, их актуализацию, выведение их из потенциального состояния. Поэтому мобилизовать воинов на выполнение приказа или распоряжения офицера – значит определить наиболее приемлимые мотивы и активизировать их. При этом искусство командира заключается в том, чтобы вызвать к жизни побуждения такой силы, которых было бы достаточно для успешной реализации поставленной задачи.

Избыток либо дефицит мотивации отрицательно сказывается на психологическом самочувствии подчиненных и порождает интеллектуальную и эмоциональную напряженность, излишнюю суетливость.

Активизируя те или иные мотивы воинов, командир должен учитывать их индивидуальные и социально-психологические особенности, характер выполняемых задач, хорошо знать и уметь пользоваться соответствующими приемами и средствами. Установлено, что продуктивная воинская деятельность обеспечивается следующими мотивами:

- военно-патриотическими взглядами и убеждениями;

- моральными чувствами (долга, чести, ответственности, патриотизма);

- военно-профессиональными мотивами;

- деловыми мотивами;

- коллективистскими мотивами;

- мотивами достижения;

- мотивами самореализации;

- мотивами избегания;

Нередко командиры в стремлении повысить ответственность личного состава, применяют психологически неграмотные воздействия и получают нежелательные результаты – нервозность людей, перенапряжение их духовных сил, скованность, страх перед неудачей и другие эмоциональные реакции, которые увеличивают количество ошибочных действий, снижают результаты выполнения задачи. Здесь сказывается незнание известной зависимости между силой мотивации и результативностью сложных действий, согласно которой наибольшая эффективность имеет место не при максимальной мотивации, а при некотором оптимальном ее значении.

Страницы: 1 2 

Больше по теме: