Контроль исполнения относится к наиболее эффективным способам руководства личным составом. По силе воздействия на состояние дел в коллективе с ним не может сравниться ни один другой метод. Чтобы убедиться в этом достаточно кратко охарактеризовать некоторые его функции.
Диагностическая функция – главная, ведущая функция контроля. Воспринимая и осмысливая ситуацию офицер устанавливает факт выполнения или не выполнения задачи, достижения или не достижения военнослужащими индивидуальных или коллективных целей деятельности. Контроль должен быть не предвзятым, объективным и глубоким.
Контроль исполнения осуществляет также функцию обратной связи. Офицер, отдав распоряжение по принятому им решению, остается в неведении относительно его выполнения. Информация, поступающая от исполнителей, позволяет ему при необходимости внести коррективы в действия подчиненных, отметить их успехи, указать их недостатки.
Ориентирующая функция контроля проявляется в том, что те вопросы, которые чаще всего контролируются начальником, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании воинов, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя.
Стимулирующая функция контроля близка ориентирующей, но ей не тождественна. Если вторая при умелом руководстве непрерывно держит в поле зрения исполнителей наиболее уязвимые участки дела, то первая - нацелена на вовлечение в деятельность возможностей и резервов человеческой психики.
Контроль, если он построен умело с учетом психологических рекомендаций порождает у воинов не менее сильные побуждения к добросовестному труду, чем обычные материальные и моральные стимулы.
Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решение на основе материалов контроля.
Имея более или менее полную информацию о ходе выполнении личным составом той или иной учебно-боевой задачи командир обязан подвести итоги совместной деятельности своих подчиненных. При подведении итогов обычно осуществляется:
- установление степени достижения поставленной задачи;
- определение своевременности выполнения задачи;
- разбор совместных или индивидуальных действий;
- анализ допущенных отклонений от принятого решения в ходе выполнения задачи и их последствий;
- оценка действий военнослужащих, поощрение отличившихся и критика недобросовестных военнослужащих
Следует иметь ввиду, что критика должна быть такой, чтобы у провинившегося не опускались руки, чтобы она способствовала его росту, развитию личности.
Больше по теме: