И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и « все сознательные движения вытекающие из этих актов , называемые произвольными в строгом смысле только отражение.» Процесс движения подчиняется воле, сопровождается ощущениями, отражается в сознании, а также является заученным под влиянием условий , создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принциповАГТ. Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к загадочному.
Учение Сеченова об отражательной роли мозга бло поддержано и развито в трудах Павлова и его школы. Обоснованные принципы невризма, детерминизма, учение об условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к вопрсу об произвольных и непроизвольных реакциях.
Было доказано , что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов ( проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен , ассоциативный процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и образных представлний в установлении двусторонних связей кинестетических клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов.
Идеомоторная тренировка как один из главных компанентов входит в многие модификации аутотренинга.
Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями, тонусом мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство.
Известно, что мышечное напряжение является компанентом страха и других отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя , уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл волового расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.
Сложный сигнал или образ , вызванный при повторении в тренировке ведет к образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации желаемых сдвигов, повышении уровня саморегуляции.
Непроизвольное можно сделать произвольным , но только с помощью второй сигнальной системы.
Ограниченные значения в понимании механизмов внушения имеют устойчивые фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые психифизиологические фуекции в обход сознательного контроля.
Лурия , проводив нейрофизиологические и психифизиологические исследования сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств регуляции поведения человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции до уровня сложных произвольных действий и осуществляет контроль за протеканием внешних, сознательных форм человеческой деятельности. Существеннон значение для психотерапии имеютположения о регуляторном влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую нейродинамику.
Теорию функциональных систем Анохина также необходимо учитывать в изучении механизмов воздействия АГТ на организм и личность. Эта теория продолжает учение Павлова и вводит качественно новые понятия о специфических механизмах динамической активности в целостную систему поведенческого акта. Анохин обосновал, что совокупность отдельных эффекторных проявлений или их сочетаний не образуют поведенческого акта, а лишь их согласованность в интегративной деятельности мозга определяет суммарное выражение и сам феномен поведенческого акта. Поведенческий акт определяется конкретным результатом, на достижение которого направлен этот акт. В структуру поведенческого акта должна быть вкл.чена цель, без которой невозможно объяснение адаптивной деятельности организма .С учетом данной теории изучение структуры любого поведенческого акта , в основе которого лежат мотивации и трансформированный прошлый опыт пациента должно всегда предшествовать психотерапевтическому воздействию. Именно представления о системной организации физиологических, психических, поведенческих реакциях должны найти отражение в решении целого ряда вопросов психотерапии, в раскрытии механизмов АГТ.
Больше по теме: