При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду, школе.
Модификация методики. При предъявлении рисунков все время дают одну и ту же инструкцию: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка?» После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос «Почему?» Данные изменения в процедуру обследования были внесены с целью расширения проективных возможностей методики. При использовании авторского варианта дети в большинстве случаев повторяли раскрываемое экспериментатором содержание картинки. В модифицированном варианте возрастает степень свободы для ответов детей, а следовательно, расширяется перечень источников переживаемой тревоги.
ПРИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Теста тревожности для детей младшего школьного возраста стало видно, что у 74%умственно отсталых детей средняя оценка от 45 до 65 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняется тем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других – эти дети считают существующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много. Испытуемые страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. В ситуациях общения со взрослыми наблюдается основная масса негативного восприятия изображённой ситуации. Это свидетельствует об имеющемся негативном эмоциональном опыте взаимодействия.
Средняя оценка у нормальных детей от 0 до 20 баллов, - это показатель низкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей –с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и и трудности не вызывают у них высокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми.
Часто находятся в компании друзей, стараются как можно больше общаться, делиться опытом, ведут активный образ жизни, не переживая за то, что может произойти сегодня или в будущем.
Больше по теме: