Во время работы с Райхом, Лоуэн осознал некоторое сходство между практической йогой и райхианской терапией. В обеих системах основной акцент делается на важности дыхания. Различие между двумя школами мышления заключалось в их направлении. Йога направлена вовнутрь, к духовному развитию, райхианская терапия – наружу, к творчеству и удовольствию. Согласование этих двух взглядов, конечно, необходимо, и биоэнергетика может помочь в этом. Некоторые передовые учителя йоги в Индии выразили свое личное отношение к биоэнергетическому пониманию тела – понимание, которое дает им возможности адаптировать техники йоги к западным потребностям.
Другие восточные дисциплины, ориентированные на тело, стали популярны во многих западных странах. Наиболее известными являются китайские упражнения тай чи чуань. Как йога, так и тай-чи (тайцзи) подчеркивает важность восприятия тела, достижение координации и грации и приобретение духовного сознания через идентификацию с телом. В этом они сильно отличаются от западных физкультурных программ, которые направлены на силу и контроль.
Еще Юнг признавал практику медитации тайцзи за метод, аналогичный процессу терапии, - внутреннего развития за счет исцеления тех элементов психики, которые состоят в конфликте. Он однако предостерегал от механического перенесения элементов восточной традиции на почву западной культуры. По его мнению, простое присвоение этого опыта должно происходить не за счет его внутреннего копирования, а посредством адаптации и синтеза с собственной культурой.
По пути, указанному Юнгом, пошел и Александр Лоуэн, использовавший и опыт психоанализа, опыт восточного транса. Может быть, здесь трудно говорить собственно о трансе, особенно на первой стадии формирования его концепции, поскольку с восточным идеями он встретился позже. Через некоторое время, уже ведя собственную практику, он с изумлением обнаружил, что многие упражнения, которые он предлагал пациентам, имеют соответствия в тайцзицюань. По его мнению, эта система, параллельная биоэнергетике. Оба метода стремятся к сходным целям с помощью сходных средств - гармонизации отношений между индивидуумом и окружением, которая достигается гимнастическими и дыхательными упражнениями и медитацией.
Подчеркивая роль сознательного контакта с собственным телом и дыханием и вдохновения, возникающей при идентификации с телом (это проповедует йога и тай цзицюань), биоэнергетика придает большую роль экспрессии в сфере внутреннего мира. Однако, как и в восточной практике биоэнергетические упражнения могут достигать своей цели, если будут выполняться с выраженным личным отношением к ним и с пониманием их смысла.
Ключевую роль в биоэнергетике играет получение жизненной энергии. Ее свободное поступление в организм обусловливает состояние психофизического здоровья. Блокировка ее поступления путем напряжения мышц разных частей тела вызывает психические и соматические расстройства, рассматриваемые в этой системе в единстве, подобно тому, как единым целым является весь организм. Осознание и разрядка мышечных блоков означает осознание и разрядку подавленных причин, их вызвавших. Достичь их можно в определенной степени через тело. Этому способствуют гимнастические и дыхательные упражнения, которые делают возможным свободный доступ энергии и разрядку подавленных эмоциональных причин.
Углубленное дыхание является фактором, который легче всего позволяет достичь этих ощущений, а также повысить уровень и проходимость потока энергии. Здесь имеется в виду брюшное дыхание, поскольку Лоуэн, подобно восточным учителям, считает, что живот является жизненным центром человека. Диафрагма, наподобие поверхности Земли, отделяет светлое от темного, сознание от подсознания. Проведение энергии ниже этой границы посредством брюшного дыхания позволяет сознанию соприкоснуться с его подсознательными корнями и интегрировать личность на всех ее уровнях. Это ведет к поиску ощущения равновесия и безопасности, а также к полному контакту с собственным опытом в результате приостановки подавляющих функций центра сознания.
Другим фактором, "укореняющим" сознание, является собственный контакт тела с полом, так называемое "чувство опоры". Так как углубленное дыхание позволяет войти в контакт с нашим нутром, более выраженное чувство опоры позволяет найти лучшую опору в реальной действительности - крепче стать на собственные ноги. Расслабление брюшных мышц, которые слегка напряжены, как у культуриста, а также сгибание колен помогает крепче стоять на земле не только в прямом, но и в переносном смысле.
«Даже беглый взгляд на биоэнергетический подход к терапии показывает, что здесь можно найти много общего с гимнастическими упражнениями тайцзицюань и их теорией. Прием энергии и ее блокировка как источник болезненных расстройств, гимнастические и дыхательные упражнения, как метод раскрепощения этих блоков, важность сгибания колен и контакта с полом, углубленное брюшное дыхание и другие более специфические совпадения позволяют трактовать обе системы как родственные и даже предполагать наличие восточного транса в биоэнергетике.
Больше по теме: