Страх падения часто ассоциируется с боязнью высоты. Большинство людей испытывают это, стоя на краю скалы. Не имеет значения, что их ноги стоят на твердой почве и реальной опасности падения не существует. У них начинает кружиться голова, и они чувствуют, что могут потерять равновесие. Страх падения, должно быть, является исключительно человеческим переживанием.
Существуют и другие люди, которые, казалось бы, напрочь лишены этого чувства.
Есть две причины кажущейся безопасности людей, которые на обнаруживают страха падения. Некоторые из них, как американские индейцы, определенно уверенны в своих ногах. Другие люди бессознательно отрицают свой страх.
Страх падения является переходной стадией между состоянием подвешенности и твердым стоянием на земле. В последнем случае страха падения нет, в первом он отрицается иллюзией. Если мы допустим это предположение, то каждый пациент, который перестанет держаться за свои иллюзии и попытается спуститься вниз на землю, будет переживать какой-то страх падения. То же самое справедливо для страха удушья, который возникает только тогда, когда побуждение достичь чего-то задушивается или отступает назад. До тех пор, пока это побуждение может выражаться внутри границ, предписываемых структурой характера, страх не ощущается. Нарушение этих границ ведет к возникновению беспокойства.
Абсолютная степень страха в человеке эквивалентна степени страха удушения. Это значит, что человек, который испытывает страх удушения. Будет иметь равное количество страха падения и наоборот. Это следует из концепции, что поток возбуждения во все периферические точки или органы тела приблизительно одинаков.
Для каждого пациента падение представляет собой капитуляцию или отказ от сдерживающего паттерна, т.е. его защитной позиции. Но так как позиция развивалась как механизм выживания и для обеспечения какого-то контакта, какой-то степени независимости и свободы, то отказ он нее вызовет весь страх, который первоначально сделал необходимым ее развитие.
Если терапевт может помочь пациенту преодолеть беспокойство переходной стадии, то пациент обнаружит, что земля под его ногами твердая и он может стоять на ней. Одной из процедур, которую использовал для этого Лоуэн, было упражнение в падении. «Я кладу тяжелое сложенное одеяло или мат на пол и прошу пациента встать перед ним та, чтобы при падении он приземлился бы на одеяло. Человек не может причинить себе боль при этом упражнении. Когда пациент стоит передо мной, я стараюсь получить информацию от его позы, способа, как он держит себя или как стоит в этом мире.
Затем я прошу его перенести массу тела на одну ногу, у которой полностью согнуто колено. Другая нога слегка касается пола и используется только для равновесия. Указания очень просты. Человек должен стоять в этом положении, пока не упадет, но он не должен давать себе упасть. Сознательное опускание тела не является падением, пока человек контролирует снижение. Чтобы добиться эффективности падение должно быть непроизвольным. Если имеется установка держать позу, то падение будет представлять освобождение тела от сознательного контроля. Так как большинство людей боятся потерять контроль над своим телом, то это само по себе пробуждает беспокойство.
Человек не может стоять в этом положении неограниченное время, хотя он должен использовать всю свою волю, чтобы не упасть. В конце воля должна уступить, но не как добровольное действие, а под превосходством сил природы, в данном случае силы тяжести тела пациента. Целью этого упражнения является обнаружение состояний подвешивания, которые создают страх падения.» (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.157)
Упражнение имеет больший эффект, если человек позволяет своему телу упасть, когда опирается на одну ногу.
Филогенетическое прошлое человека, отраженное в человеческом младенце потребностью поддержки для ощущения безопасности, является предполагаемой причиной страха падения. Реальной причиной является отсутствие достаточной поддержки и физического контакта с матерью.
Больше по теме: