Скиннер установил, что процесс формирования поведения обусловливает развитие устной речи. Для него язык - это результат подкрепления высказываний ребенка, представленных первоначально вербальным общением с родителями, братьями и сестрами. Таким образом, начинаясь с довольно простых форм лепета в младенчестве, детское вербальное поведение постепенно развивается, пока не начинает напоминать язык взрослых. В "Вербальном поведении" Скиннер дает более подробное объяснение тому, как "законы языка", подобно любому другому поведению, постигаются с помощью тех же самых оперантных принципов. И, как можно было ожидать, другие исследователи поставили под сомнение утверждение Скиннера, что язык - это просто продукт вербальных высказываний, выборочно подкрепленных в течение первых лет жизни. Ноэм Хомский, один из наиболее строгих критиков Скиннера, утверждает, что большую скорость усвоения вербальных навыков в раннем детстве никак нельзя объяснить в терминах оперантного научения. С точки зрения Хомского, особенности, которыми обладает мозг при рождении, являются причиной того, что ребенок приобретает язык. Другими словами, существует врожденная способность усваивать сложные правила разговорного общения.
Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения. Скорее он сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Далее, он придерживался мнения, что личность - это не что иное как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. Добавляют что-то эти рассуждения к всеобъемлющей теории личности или нет, но Скиннер имел глубокое влияние на наши представления о проблемах научения человека. Философские положения, лежащие в основе системы взглядов Скиннера на человека, четко отделяют его от большинства персонологов.
Так как Скиннер отрицал интрапсихическое объяснение поведения, его концепция человека радикально отличается от концепций большинства персонологов. Кроме того, его основные положения о человеческой природе четки и определенны. Позиция Скиннера, касающаяся этих положений, показана на рисунке.
Сильная |
Умеренная |
Слабая |
Средняя |
Слабая |
Умеренная |
Сильная | ||
Свобода |
Детерминизм | |||||||
Рациональность |
Иррациональность | |||||||
Холизм |
Элементализм | |||||||
Конституционализм |
Инвайронментализм | |||||||
Изменяемость |
Неизменность | |||||||
Субъективность |
Объективность | |||||||
Проактивность |
Реактивность | |||||||
Гомеостаз |
Гетеростаз | |||||||
Познаваемость |
Непознаваемость |
Больше по теме: