История основных направлений изучения ранней алкоголизации

Материалы » Влияние алкоголя на организм подростка. Лечение алкоголизма » История основных направлений изучения ранней алкоголизации

Страница 2

Таким образом, - экономические условия, - питейные обычаи, - неправильное воспитание, - стремление подражать старшим, - дурные примеры, - анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об "успокаивающем", "питательном" воздействии спиртсодержащих продуктов.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г. , позволяет выделить следующие основные направления:

- исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др. ); - изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др. ); - изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др. ). В большинстве работ этого периода использовались методы опроса либо анкетирования. Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала "Вестник трезвости" (1894-1898) Н. И. Григорьеву, который разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями.

В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. как выяснилось, из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 – пили водку. Многие из них на момент обследования даже находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение. По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, дворников, швейцаров. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях.

А. М. Коровин подробно изучил характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил - первыми "алкогольными" воспитателями являются родители. Так, родители поят мальчиков в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев.

Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал значительное отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:

- главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей в подавляющем большинстве случаев являются их родители; - мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки – более слабые; - сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население – в праздники, торжества и т. п. ; - у "пьющих" школьников чаще, чему "трезвых", отмечаются слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение. На алкоголизации учащихся прежде всего отражался и социальный статус их семей. По доле детей, знакомых со спиртными напитками, все семьи отчетливо разделялись на три группы: 1) служащих – 51,8% детей употребляли алкоголь; 2)кустарей – 41,6; крестьян – 41,8; рабочих – 41,9; 3) торговцев – 26,2; духовенства – 20,8%. Ряд исследований 20-30-х гг. иллюстрирует противоречия между декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, в семьях на уровне 30 годов

- поощряют выпивку детей 0,5% родителей, - 71,6 – запрещают, - 15 – пугают, - 5,6% – бьют. Характерно, что вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям, как возложение на них обязанностей по покупке спиртных напитков. По данным Э. И. Дейчмана (1927), посылают детей-школьников

- за пивом в 37,5% семей, - за вином в 15,7%, - за водкой в 7,9%. Или например имеются следующие данные данные о частоте употребления спиртных напитков родителями и детьми в различных ситуациях: Пьют ежедневно 4,5% родителей — 0,7% детей по воскресеньям 7,3% — 2,0% по праздникам 54,2% — 25,0% в гостях 1,1% — 0,5% редко 7,5% — 4,8%

Легко убедиться, что характер алкоголизации родителей во многом прямо копируется детьми. Принято считать, что алкоголизм родителей не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей. Хотя сужествуют и менне категоричные воззрения: "Потребляющие спиртные напитки семьи встречаются несколько чаще среди пьющих подростков – 73,4%, чем среди непьющих – 67,3%. Разница, однако, настолько невелика, что отнести воздержание от алкоголя непьющих целиком за счет семейного влияния нельзя".

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: