Анализ различных подходов к исследованию агрессивности

Материалы » Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков » Анализ различных подходов к исследованию агрессивности

Страница 3

Рис. 1.3

Еще одно теоретическое направление рассматривает агрессию как явление социальное, а точнее как форму поведения, усваиваемую в процессе социального научения. С точки зрения этой теории агрессию нужно рассматривать, учитывая следующие факторы:

1. Каким путем была усвоена агрессивная модель;

2. Факторы, провоцирующие ее проявление;

3. Каковы условия, способствующие закреплению данной модели.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии.

Таким образом, агрессия, как бы она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим живым организмам.

Становление агрессивного поведения - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Дети получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Паттерсон и его коллеги разработали модель семейных взаимоотношений, ведущую к отклоняющемуся поведению (см. рис.1.4).

Модель отклоняющегося поведения, разработанная Паттерсоном

Отвержение сверстниками

Плохая атмосфера в семье, дети предоставлены самим себе

Поведенческие проблемы (насилие неуступчивость, неразвитые социальные навыки)

Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением

Низкая самооценка

Плохая успеваемость

Рис. 1.4

В целом же агрессивность как в форме настойчивости, упрямства (не деструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная) влияет на эмоциональное развитие, на формирование личности, на психическое здоровье. Способность справляться с агрессией определяет развитие индивидуальных и социальных качеств.

Непосредственные исследования различными учеными поведения здоровых детей показали, что агрессивность проявляется в различных формах у любого ребенка. Все формы агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях, совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие некой внутренней мотивирующей силой.

Г. Паренс выделял две главные формы агрессии. Первая - не деструктивная агрессия (конструктивная), то есть настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. [13, c. 115]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме: