В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.
Среди компонентов деятельности выделяют (93):
— мотивы, побуждающие субъект к деятельности; — цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; — операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации Действия — процесс взаимодействия с каким – либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель.
С. Л. Рубинштейн (57, с. 465) писал, что действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: "оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято".
Могут быть выделены следущие составные части действия: — принятие решения; — реализация; — контроль и коррекция. При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Виды действий:
управляющие,исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические,умственные,коммуникативные. Операция (93) (лат. operatio — действие) — исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматривались, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты. Та или иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение "ведущая деятельность". Ведущая деятельность — деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности (93).
Виды: непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно – манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно – ролевая игра дошкольного возраста; учебная деятельность школьников; профессионально – учебная деятельность юности (31).
А.Н.Леонтьев (31) выделил 3 признака ведущей деятельности:
1) в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности (например, ребёнок начинает учиться играя)
2) в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре, к примеру, появляется творческое воображение)
3)от неё зависят наблюдаемые в это время изменения личности (в той же игре ребёнок осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которые он производит в игровой ситуации, у него формируются этические представления – начинается развитие морального сознания).
Больше по теме: