Дети, пережившие смерть родителей

Материалы » Влияние типов семей на развитие подростка » Дети, пережившие смерть родителей

Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам: тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно. Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они могут говорить о смертном случае. Это потому, что понимание смерти приходит постепенно. Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени они оказались абсолютно равнодушными.

Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя. Психологически защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто я?»).

Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» - концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является новым, отличным от его прежней жизни.

В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом, дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции:

Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к одной катастрофе).

Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми.

Испытывать страх, что сами умрут.

В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.

Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться, желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе, причем как в учебе, так и поведении.

Вина.

Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он закономерно чувствует вину.

В этом случае может выбрать две стратегии поведения.

1. Ребенок может постараться нечто предпринять, чтобы снова вернуться в обычную жизнь. Н., начать вести себя очень хорошо, стать послушным.

2. Возможно станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали по его мнению, он виноват в том, что произошло.

Нередки случаи, когда гнев, соединяется с виной, направляется ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может выражают желание ребенка вновь соединиться с умершими. Почти каждому приходит в голову мысли о самоубийстве. [14. 5-10]

В результате переживаний развода у детей формируется типичные черты характера, н., проблематичным остается обращение с проявлениями агрессивности. Если ребенок боится собственной ярости, то и став взрослым, он будет боятся показать гнев или раздражение по поводу пережитых неудач или несправедливости, он так и не научится активно защищать свои интересы. Другие дети могут направить агрессивность против собственной персоны, что укрепит в них чувство вины и расплатой станут депрессивные настроения. У некоторых изначальный конфликт может оказаться вытесненный, а на его месте образуется своего рода «перманентная агрессивная готовность к упреку». У таких людей безобидные разочарования принимают форму огромной катастрофы, и они на все реагируют непомерной вспыльчивостью и отчаянием. Эти и другие невротические проявления могут сменять друг друга, комбинироваться и в результате они укрепляются как черты характера. Некоторые дети учатся делить мир на злых и добрых и, соответственно, по отношению к одним проявляются только дружеские чувства, а к другим – только враждебные. Став взрослыми они сохраняют этот стиль жизни. Или взять, например, человека, подверженного чувству вины, и направляющего свою агрессивность внутрь себя, т.е. так называемый подчиненный характер. Такие люди стараются всем угодить и в обществе их характеризуют как милых и достойных уважения и любви. Сами они, этим тоже очень довольны. Но вот маленькая ступенька наверх, и они уже панически боятся вдруг что-то сделать не так. Еще одна ступенька – и ты уже чувствуешь себя использованным», а окружающие становятся «неблагодарными». Теперь защиты от страха уже не хватает упреков лишь по отношению к себе самому, и вот уже сыплются «побочные удары» жалобы на жестокосердие, неблагодарность, людскую несправедливость и т.п. В результате все это стоит любви окружающих, приводит к конфликтам в семье и трудностям в воспитании детей, а в особо тяжелых случаях к тяжелым депрессиям и стремлению к самоуничтожению. [4. 199]

Больше по теме: