Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
- активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.
2. Нужно стараться различать голоса часто встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его. Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.
[1] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
[2] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М, 1995.
[3] Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1997.
[4] Там же. - С. 207.
[5] Там же. – С. 208.
[6] Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. - М., 1995.
[7] Там же. - С. 198.
[8] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
[9] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
[10] Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.
[11] Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1997.
[12] Психология и педагогика. Учебное пособие // Отв. ред. В.М. Николаенко. - М., 1999.
Больше по теме: