Роль матери и отца в воспитании ребенка

Материалы » Возраст ребёнка и тип воспитания отца » Роль матери и отца в воспитании ребенка

Страница 2

«Первый мужчина» в жизни девочки — ее отец. Именно с ним она будет сравнивать по­ведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщи­нах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут при­сутствовать зависимость, стремление подчинять­ся, неинициативность.

Первые пять лет жизни играют определяю­щую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свой­ственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «муж­ского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3—5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. Причем ребенок стре­мится к родителю противоположного пола. 3. Фрейд описал эту привязанность и назвал ее Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как со­перника, вызывающего одновременно и нена­висть, и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанно­стью ребенка к родителю пpoтивоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребёнок хочет «устра­нить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам свойственным его полу.

Р. Хоментаускас считает, что при воспита­нии детей в семье необходимо учитывать сле­дующие моменты.

— Ребенок — не просто продукт воспитатель­ных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя.

— Дети вследствие своего ограниченного опы­та, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают про­исходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

— На детей влияют не только преднамерен­ные воздействия родителей, но даже в боль­шей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Осложнить процесс воспитания психологи­чески здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей (по данным статис­тики, неполные семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи психоло­гически асоциальных зависимостей; прожива­ние в семье тяжело больного человека.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: