Еще менее существенной оказывается роль отца в качестве морального эталона. Собственные нравственные качества отца гораздо менее важны для развития нравственности ребенка, чем подобные качества матери. Многочисленные данные указывают на то, что мать вполне Способна своим поведением компенсировать поступки недостаточно примерного отца. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.
Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показывает, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, считают их более мягкими и добрыми, чем вторые. На вопрос: «Похож ли ты на своего отца?» - первые чаще отвечают положительно, вторые — отрицательно.
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, особенно мальчика. Дети разведённых матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни. Но, посмотрев вокруг себя, мы можем убедиться, что все еще сложнее: в полных семьях при наличии отца сплошь и рядом вырастают дисгармоничные, тревожные, плохо социализированные дети, тогда как одинокие матери нередко воспитывают прекрасных, личностно зрелых, заботливых сыновей и дочерей.
Оказывается, что в некоторых случаях лучше для ребенка совсем не иметь отца, чем иметь . но какого? Неврозы, бронхиальная астма, некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков — все это чаще встречается в семьях с властной, доминантной матерью и забитым, вытесненным с мужских позиций отцом, нежели там, где отца вообще нет и где ребенка воспитывает мать-одиночка или вдова. Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец, как это бывает в подавляющем большинстве полных семей, сохраняет хоть крохи сыновьей привязанности, то потеря уважения к отцу почти с неизбежностью ведет к потере самоуважения, а это, как мы уже знаем, — основа всех болезней личностного роста. Лишь в тех редких случаях, когда сын не только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение к себе может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать (и, может быть, найдет) другие мужские идеалы. Но так чаще бывает у детей развода. В сохраняющихся
же семьях с матерью во главе мальчик, как правило, испытывает к «второстепенному» отцу чувства любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.
Девочки несколько менее ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он ласков и добр с ними. С точки зрения развития личности дочери важнее не то, кто руководит в семье, а насколько конфликтны отношения родителей. Грубое доминирование матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах дочери, может быть источником многих бед. Психологи, прослеживающие переживания девочек-преступниц в колониях для несовершеннолетних, пишут, что по мере взросления девочки начинают все лучше относиться к отцу и все хуже — к матери. Как пишут исследователи, у этих девочек развиваются чувство жалости к отвергнутому семьей отцу и ненависть к матери ва ее неспособность любить.
Больше по теме: