Какая бы проблема ни возникала перед подростком, необходимо организовать в семье целенаправленное ее обсуждение. И конечно же, в этой дискуссии должны принимать участие сами подростки, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения. Даже тогда, когда в процессе обсуждения подросток обнаружит незрелые мысли или выскажет явно неприемлемую мысль, советуем родителям со всей добротой, тактичностью обоснованно разъяснить ему его ошибку. Если же нет возможности его переубедить, то родителям все же следует настоять на своем и объяснить, что впоследствии он, несомненно, признает мудрость принятого родителями решения. Разговаривая, советуясь с детьми, родители вместе с ними думают, размышляют о той или иной проблеме.
Такой психологический подход позволит решить некоторые проблемы в процессе воспитания детей.
1. Он является одним из фундаментальных элементов духовного здания счастья, и его необходимо принять за основу в каждой семье.
2. Приобретая привычку советоваться и обсуждать важные дела с раннего возраста, дети учатся общению, постигают логику мышления.
3. Родителям, воспитывая подростков, в гораздо большей степени, чем раньше, нужно учитывать их чувства, эмоции и потребности, считаться с их склонностями. Направляя мысли, суждения детей в правильное русло, они приоткрывают им дорогу к истине.
4. Подростки не будут видеть в своих родителях властных, авторитарных людей, требующих беспрекословного подчинения и выполнения своих требований.
5. Быстро взрослеющие дети встречаются со многими сложными вопросами. Обсудив с родителями проблему, поняв и осознав ее, подростки будут добровольно выполнять принятые совместно со взрослыми решения.
Хорошо зная по своему опыту, что умение родителей разговаривать с детьми дает хорошие результаты, настоятельно рекомендую все возникающие в семье трудности решать именно таким образом.
Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать
их
половую идентичность.
Один исследователь осуществил следующее наблюдение. Когда он приглашал старшеклассниц для беседы в свой кабинет, он сидел за столом, стоявшим в углу, противоположном тому, где находилась дверь (как показано на рисунке). Кроме его собственного кресла, в кабинете было еще три пустых: рядом с ним, напротив (через стол) и в углу у двери. Когда девушка входила, психолог (мужчина), не поднимая головы от бумаг, произносил: «Садитесь, пожалуйста», — предоставляя, таким образом, возможность занять любое из пустующих кресел. Оказалось, что школьницы из разведенных семей чаще всего садились бок о бок с психологом (кресло I), тогда как девочки, выросшие сиротами (без отцов), предпочитали, напротив, находиться на дистанции (кресло 3). Девочки из полных семей, как правило, садились в кресло 2, занимая, таким образом, наиболее удобную для беседы позицию (напротив партнера, через стол).
Автор предположил, что дети вдов, лишенные контакта с мужчиной в семье, склонны испытывать страх перед незнакомым мужчиной, и любое общение с ним рассматривают как потенциально угрожающее. Девочки из разведенной семьи, наоборот, активно ищут такого контакта. Это предположение подтвердилось в другом исследовании, где в ходе такого же интервью с помощью видеокамеры фиксировали количество взглядов, брошенных девушкой на исследователя-мужчину, и
ее
улыбок. Как и ожидалось, дети вдов смотрели на партнера и улыбались ему реже, а дети развода — чаще, чем девушки из полных семей.
Пока не вполне ясно, в чем причина этих различий. И в том и в другом случае девочка растет без отца. Но в ситуации развода она в большинстве случаев продолжает встречаться с отцом хотя бы изредка, поддерживая в сознании его образ. Разведенная женщина (в отличие от вдовы) часто стремится сформировать у дочери отрицательное отношение к отцу, имеющееся у нее самой, а это, по известному закону, может вызвать компенсаторную реакцию противодействия.
Больше по теме: