В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов: Гжели (художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в поделках детей.
Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.
Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств.
Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает трудные задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как хороший спортсмен. При этом у класса складывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым от оценки учителя.
Чувство товарищества рождает чувство ответственности за себя и за других, заботу о выполнении данного классу поручения. Младшие школьники с большой ответственностью и трогательной заботливостью готовят малышам игрушки к празднику и другое.
Дети уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.
Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных решений.
Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов. При этом младших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются более глубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравиться читать, они стремятся приобретать все новые и новые знания.
Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные интересы.
Рассматривая подростковый возраст, как следующую ступень в жизни человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту относительно нравственного воспитания. Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию.
Больше по теме: