Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям.
Ложные представления о гендере:
1. Гендерные различия огромны. Часто употребляемое выражение "противоположный пол" является всего лишь одним из примеров широко распространенного представления, что один гендер значительно отличается от другого. Исследования доказывают, что в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества не обнаруживаются существенные различия. Небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но даже когда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5-10 %. Исследования гендерных различий в эмоциях, эмпатии, альтруизме, агрессии и способности влиять на других показали, что различия не только малы, но и во многом зависят от гендерных норм, характерных для изучаемой ситуации. Существует три взаимосвязанных причины, обуславливающих то, почему мы считаем, что гендерные различия более значительны, чем они есть на самом деле. 1) Наше общество постоянно обращает внимание на гендер и провозглашает тысячью различных способов, что мужчины и женщины не похожи друг на друга. 2) Подчеркивание нашим обществом гендерных особенностей способствует развитию гендерных схем. 3) Большинство социальных ролей исполняется главным образом либо одним, либо другим полом. Женские роли, как правило, требуют иных моделей поведения.
2. Гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами. Представление о том, что гендерные различия обусловлены фундаментальными биологическими различиями, не вызывает удивления, если учитывать те сигналы, которые мы получаем из окружающей нас культурной среды. Это фактор, дополняемый озабоченностью сексуальными отношениями, которая привлекает наше внимание к анатомическим/биологическим различиям между гендерами, делает биологическую атрибуцию гендерных различий более когнитивно доступной и вероятной. Мы начинаем социализировать наших детей по-разному с раннего возраста в зависимости от их пола, и прививаем мужчинам и женщинам различные ожидания на протяжении всей их жизни.
3. Биологические гендерные различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин к различным социальным ролям. Хотя и верно, что гендерные роли могут изначально возникать в силу половых различий в физических возможностях и способности женщин кормить младенцев, эти различия не оправдывают то дифференцированное отношение к мужчинам и женщинам, которое имеет место в современном обществе. Даже если женщины и мужчины различаются биологически в плане своих способностей и склонностей, эти отличия неспособны оправдать те различные роли, которые они исполняют в обществе.
4. Гендеры разделены, но равны между собой. Раздельность гендеров проистекает из: связанного с полом разделения способствуют лучшему приспособлению женщин и мужчин к различной деятельности; различного образа жизни мужчин и женщин, обусловленного гендерными ролями. Гендерное неравенство проявляется в более низкой оплате труда женщин, их более низком статусе, а также непропорциональном распределении домашнего труда и ухода за детьми, даже в том случае , когда работают оба супруга.
5. Традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Несмотря на напряжение, которое может быть связанно с исполнением множества социальных ролей (работница, жена, мать), женщины, скорее всего, будут продолжат работать вне дома, поскольку они нуждаются в деньгах, социальных контактах и/или чувстве самореализации, которое дает им работа вне дома.
Существует два основных способа разрушения традиционного порочного круга. Первый из них – это просвещение; надо помочь людям обратить внимание на свои неосознаваемые стереотипные представления и их незапланированное влияние, возможно, часто напоминая об этом в соответствующих ситуациях. Осознав стереотипы, люди смогут, прилагая определенные усилия, сознательно делать скидки на свою предвзятость и корректировать свои мнения, то есть фактически сознательно «пересматривать» свои представления. Проводить такую стратегию нелегко. Для этого человек должен иметь искренне намерение одинаково относиться к мужчинам и женщинам, признать, что у него неправильные искаженные преставления, и не забывать следить за ходом своих мыслей, чтобы внести в них необходимые коррективы. Даже при наличие самых лучших намерений этот способ не особенно надежен.
Больше по теме: