Матери, входившие в состав контрольной группы, характеризуются большей выраженностью таких факторов: положительный полюс Q1 - гибкость - 12 человек (60%), положительный полюс М - аутия (мечтательность) - 13 человек (65%). Сочетание эмоциональной неустойчивости и доминантности встречаются только у 5 человек (25%) матерей.
Данные же исследуемой группы показывают, что сочетаемость доминантности и эмоциональной неустойчивости встречается у 13 человек (65%) испытуемых, также высокий показатель положительного полюса фактора Q4 - фрустрированности - 12 человек (60%) .
Анализ результатов тестирования и перевод сырых баллов в стены позволяют построить профиль личности для одной и второй групп.
Профиль личности "типичной" матери ребенка, не отличающегося гиперактивным поведением, характеризует личность с нормальным уровнем интеллекта, склонную к конформности, уступчивости, умеющую идти на компромисс, дипломатичную, со средним уровнем эмоциональной устойчивости, хотя наблюдается достаточно низкий показать супер-эго. Это позволяет предположить наличие внутреннего конфликта, вызванного:
· желанием быть тактичным и уступчивым (низкий показатель по фактору Е :конформности - доминантности),
· низким уровнем супер-эго и достаточным показателем по фактору N (свидетельствующем о наивности, общительности),
· недостаточно хорошо развитым умением анализировать мотивировки людей, поглощенностью своими идеями, интересом к искусству и религии (пик по фактору М (праксерния-аутия)).
Профиль "средней" матери гиперактивного ребенка более уплощен, имеет только два пика. Это можно объяснить большим разбросом сырых баллов у разных испытуемых, что позволяет говорить о большей неоднородности данной группы. Пик по фактору В (низкий интеллект - высокий интеллект) свидетельствует о нормальном уровне интеллекта, второй пик по фактору С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) позволяет предположить, что "типичная" мама гиперактивного ребенка эмоционально неустойчива, находится под влиянием чувств, при расстройствах теряет равновесие духа, склонна к ипохондрии и высокой утомляемости.
Математическую обработку производим с помощью критерия Х2
Х2 - критерий Пирсона
Назначение критерия
Критерий Х2 применяется в двух целях:
1. для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим равномерным, нормальным или каким-то иным;
2. для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений одного и того же признака.
Описание критерия.
Критерия Х2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмприческом и теоретическом распределениях или в двух и более эмпирических распределениях.
Преимущество метода состоит в том, что он позволяет сопоставлять распределения признака представленные в любой шкале, начиная от шкалы наименований. В самом простом случае альтернативного распределения "да - нет", "допустил брак - не допустил брак", "решил задачу - не решил задачу" и т.п. можно уже применять критерия Х2.
Связь гиперактивного поведения детей и сочетания доминантности и эмоциональной неустойчивости в структуре личности матерей.
Таблица 6.
Матери гиперактивных детей |
Матери негиперактивных детей |
Всего l ånij=ni j=1 | |
Выявляется сочетание доминантности и эмоциональной неустойчивости |
13 человек 65 % |
5 человек 25% |
18 человек |
Не выявляется сочетание доминантности и эмоциональной неустойчивости |
7 человек 35 % |
15 человек 75% |
22 человек |
Всего k ånij=ni i=1 |
20 человек |
20 человек |
40 человек |
Больше по теме: