Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют говорить о том, что, в силу аффективного (до взвинчивания) реагирования, эмоционально неустойчивая мама постоянно "заряжает" ребенка тревогой, напряженностью, ожиданием опасности, то есть формирует у него неадекватное аффективное отношение к миру. Очень многие ситуации в их взаимодействии завершаются конфликтами. Не умея предупредить конфликт, доминантная мама наказывает ребенка, который в ответ задает массу "недетских" (с точки зрения мамы!) вопросов: "Ты меня любишь?", "Ты почему со мной разговариваешь грубым голосом?", "Почему ты ругаешься?" и т.д.
Доминантные эмоционально неустойчивые мамы гиперактивных детей очень часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей и прибегают к угрозам "лишения любви". Таким образом они воздействуют на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха. Результат выше перечисленного - излишне подвижное расторможенное поведение детей.
В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
· В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
· Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя"
· Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
· Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтоб он мог его завершить.
· Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
· Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
· Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
· Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
· Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
· Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
· Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
Гиперактивность может сдерживаться с помощью вышеназванных мер.
Больше по теме: