Важным понятием, которое должно быть усвоено, является «Семейный конфликт». Обсуждение этого в целом негативно для семейной жизни явления следует начинать с опровержения бытующего в обыденном сознании представления об идеальной семье как заведомо бесконфликтной. Учителю следует подчеркнуть не только неправомерность, но и опасность подобного представления, поскольку в соответствии с ним супруги, в семье которых время от времени возникают разногласия, весьма далеки от критических, вправе решить, что брак их является неудачным.
В последующем обсуждении темы конфликта следует обратить внимание на основные элементы их теории, объясняющие своеобразную «скрытость» подлинных причин разногласий, ограниченные возможности для их опознания и определения. В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация – с одной стороны, и ее образцы у участников разногласия – с другой. В связи с этим, американский психолог М.Дойч предложил рассматривать следующие 6 типов конфликтов:
1. Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж как фотолабораторию).
2. Случайный или условный конфликт, который легко может быть разрушен, хотя это и не осознается его участниками.
3. Смешанный конфликт когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое.
4. Неверно приписанный конфликт, когда например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.
5. Латентный (скрытый) конфликт –по тем или иным причинам неосознаваемое супругами противоречия, которое тем не менее объективно существует.
6. Лонный конфликт, который существует только из-за ошибок восприятия супругов, без подлинно объективных причин.
Следует добавить, что подлинные причины конфликта весьма трудно обнаружить и из-за других психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, ослаблено шорами эмоций. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для Я –концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимы из-за так называемого закона круговой наузальности (причинности) семейных отношений, который сполна проявляется и в супружеских конфликтах
Что же касается конкретного методического инструмента анализа разногласий, то здесь можно предложить сравнительную несложную методику анализа конфликтной ситуации (МАКС) советского психолога В.А.Смехова, сущность которой сводится к последовательному разбору конфликта посредством ответа на 10 вопросов:
1.
Как реально я себя вел(а) ?
2.
Как я хотел(а) бы вести себя в подобной ситуации?
3.
Как я должен был вести себя в подобной ситуации?
4.
Как реально он(а) себя вел(а)?
5.
Как он(а) должен был вести себя в подобной ситуации?
6.
Как он(а) хотел(а) бы вести себя в подобной ситуации?
7.
Каким он(а) видел(а) меня в этой ситуации?
8.
Каким он(а) предпочел бы видеть меня в подобной ситуации?
9.
Каким я предпочел бы видеть (ее) его в подобной ситуации?
10.
Каковы причины, цели и обстоятельства всего происходящего?
Больше по теме: