Спустя несколько недель, закончились летние каникулы, и мальчик пошел в школу. Учительница встретила его словами: «А вот и убийца пришел». Отношения с классом резко ухудшились. Мальчик и до этого не блистал знаниями н сообразительностью, а теперь, после всех переживаний и натянутых отношений с учителями и одноклассниками, стал учиться еще хуже.
Участились конфликты с ребятами, этой же зимой на катке трое мальчишек сильно избили его хоккейными клюшками. Старались бить по голове, успокоились лишь тогда, когда увидели,
что мальчик потерял сознание. Его привезли в хирургическое отделение, там диагностировали сотрясение мозга. Отлежался, стало получше, но и после выписки были головные боли, тошнота, плохая переносимость жары, духоты, шум в ушах, звуки музыки (особенно при усталости), раздражительность. Редко ухудшилась память, а с нею и успеваемость. По поводу остаточных явлений сотрясения мозга лечился у психиатра и невропатолога, улучшения были кратковременными. Летом (спустя год после гибели дедушки) утонул отец: зашел пьяный в реку и захлебнулся. Мать не очень переживала это, сын - тоже; у него к отцу было двойственное отношение: с одной стороны, он его не любил, так же как, в свою очередь, не любил его и отец, а с другой стороны –«все же отец». Мать несколько раз специально приводила сына в морг, требовала чтобы он лучше запомнил мертвого отца: «
И ты будешь такой же, если станешь пить».
После смерти отца отношения с матерью на время несколько улучшились, хотя она в общем продолжала относиться к сыну жестоко и злобно. Если ей нужно было куда-нибудь уехать, она отправляла мальчика в детское отделение психиатрической больницы: «Тебе место там, ты убийца и невезучий вообще, да и к тому же молчун, заика и дурак» И на селе мать всем говорила то же самое. Поэтому и окружающие относились к мальчику в общем недоброжелательно. Мальчик это очень переживал, стремился улучшить отношения с ребятами, но это не получалось, а он еще сильнее замыкался и нервничал.
Учился посредственно. Переходил из класса в класс, но фактически школьную программу не знал: учителя жалели его, либо ставили положительные оценки, лишь бы только не ссориться с мальчиком и его матерью. Недержание мочи сохранялось, заикание становилось все сильнее, временами вообще не мог ничего говорить. Настроение обычно было подавленным, хотелось плакать, все видел в мрачном свете, особенно свою будущую жизнь. Изводили головные боли и снижение памяти. С 15—
16
лет стал все больше уходить в свои переживания, в свои реально существующие ощущения, связанные с тяжелой травмой головы. Вся жизнь превратилась в фиксацию неприятных ощущений, он был занят только этим, искал помощи, ходил к врачам. Добился консультации в Москве, приехал с надеждой, что быстро вылечат.
По характеру он нерешителен, очень впечатлителен, склонен застревать на своих переживаниях, «из мухи делает слона», с годами все более переживает свою интеллектуальную недостаточность.
Этот человек болен, и болезнь его складывалась из разных воздействий, которые отмечались с того времени, когда он еще не родился. Нерожденный, он был уже не любим своими родителями, мать пыталась убить его в чреве. При таких обстоятельствах ребенок наверняка не мог родиться нормальным. Он, конечно развивался с задержкой и нес на себе клеймо человека, пришедшего в мир вопреки желанию своих родителей. Потом началась цепь трагических совпадений, «ударов судьбы» : случайное убийство дедушки, избиение мальчика ребятами, ссоры с педагогами, смерть отца. Нарастала интеллектуальная недостаточность, появилось недержание мочи, заикание. Подросток ушел в свои переживания, болезненные ощущения, вся жизнь превратилась в постоянный анализ болезни и ожидания выздоровления. Это патологическое формирование характера сложного происхождения.
Невроз
–всегда следствие несовершенства людских отношений, результат человеческих драм и трагедий.
Больше по теме: