Заикание

Материалы » Заикание » Заикание

Страница 2

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологическо­го характера. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс выдвинули это направление, и последний считал заикание ассоциативной афазией.[2] Сторонниками этой теории были Г. Д. Нетка­чев, Ю. А. Флоренская. Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.[3]

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающее­ся на почве психических травм, различных конфликтов с окружа­ющей средой.

Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны, прояв­ляется желание индивида избежать всякой возможности сопри­косновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.[4]

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизиологичес­кое расстройство

. По мнению одних, в его основе лежат нару­шения физиологического характера, а психологические проявле­ния носят вторичный характер. Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления — как следствие этих психологических недостатков. Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожи­дания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый не­вроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о меха­низме невроза. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов воз­буждения и торможения и образования патологического услов­ного рефлекса. [5]

В отношении патофизиологических механизмов, которые имеются в основе нарушений высшей нервной деятельности вообще и в возникновении неврозов в частности, И.П. Павлов пишет: «нервная деятельность, как знают врачи, состоит из двух механизмов, из двух процессов: из раздражительного и тормозного. Теперь в отношении этих двух процессов мы отмечаем три

основных момента: это именно: сила

этих нервных процессов, как раздражительного, так и тормозного, подвижность

этих процессов – инертность или лабильность, и, наконец, равновесие

между этими процессами.

Конечно, на нормальном течении этих процессов с такими их свойствами и основывается нормальная высшая деятельность, употребляя обыкновенную терминологию – психическая деятельность не только животных, но и человека… Все эти процессы с их основными свойствами мы можем сбить с нормальной дороги, сделать патологическими. Для этого у нас имеются совершенно определенные приемы. Таких приемов три: это перенапряжение раздражительного процесса, перенапряжение тормозного процесса и перенапряжение подвижности этих процессов». [6]

При изучении экспериментальных (на животных) неврозов И.П. Павлов установил, что причинами их являются:

а) действие исключительно сильных раздражителей (перенапряжение раздражительного процесса);

б) продолжительное действие или увеличение числа тормозных раздражителей (перенапряжение тормозных процессов);

в) одновременное действие противоположных – раздражительных и тормозных – процессов («сшибка») или непосредственное следование друг за другом противоположных нервных процессов, резкое и быстрое изменение динамического стереотипа (перенапряжение подвижности нервных процессов).

Согласно учению И.П. Павлова, и у человека в связи с воздействием на него таких же факторов тоже могут наступить расстройства высшей нервной деятельности, при которых отсутствует повреждение вещества нервной ткани, а имеются нарушения функционального характера, возникает невроз.

Отмечая, что законы, которые управляют деятельностью первой сигнальной системы, одинаковы и для второй сигнальной системы у человека, И.П. Павлов вместе с тем настойчиво указывал, что нельзя механически переносить на человека данные, полученные в экспериментах на животных. Высшая нервная деятельность человека в отличие от животных формируется под влиянием воздействия на него факторов социальной среды. Она неразрывно связана с трудом (у ребенка с игрой, обучением и воспитанием), общением людей между собой, с речью, с взаимодействием первой и второй сигнальных систем и пр. Неврозы, возникающие у человека, вследствие особенностей его высшей нервной деятельности имеют свои особые этиологические факторы уже социального порядка и свое особое клиническое выражение.

Страницы: 1 2 

Больше по теме: