Заключение.

Материалы » Заикание » Заключение.

Страница 1

Несмотря на то, что в настоящее время исследование заикания направлено на раскрытие его центральных механизмов, последние остаются мало разработанными. Существующие концепции возникновения заикания не объясняют выявленных клиницистами разных групп больных, страдающих заиканием, при одинаковом типе и тяжести судорожных нарушений речи.

Проблема возникновения нейрофизиологических механизмов синдрома заикания до сих пор остается нерешенной. Актуаль­ность исследования этой проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррек­ции, поскольку существующие в настоя­щее время подходы к лечению заикания часто не приводят к полному излечению.

При проведении исследований[23] оказа­лось, что некоторые симптомы заикания, непосредственно обусловленные дейст­вием неблагоприятных факторов на ранних этапах онтогенеза, были компенси­рованы с течением времени в силу плас­тичности развивающегося мозга. Дейст­вительно, сравнение данных комплекс­ного обследования детей и взрослых по­казало, что электроэнцефалографические и нейропсихологические признаки изменения функционального состояния мозга на уровне глубинных структур и коры, связанные с нарушением кровооб­ращения в задних, преимущественно ле­восторонних, отделах, ярко проявляясь в детском возрасте, у взрослых уже не от­мечались. При этом неврологическая симптоматика, характеризующая состоя­ние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, менее подверженных пластическим перестройкам, сохраня­лась.

Наряду с этим другие симптомы, свя­занные с дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливаются и наиболее отчетливо проявляются у взрослых.

Среди основных факторов риска раз­вития заикания наиболее часто называ­ют наследственность, раннее моз­говое повреждение и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Психологическое исследование не вы­явило существенных различий между де­тьми с разными сроками заикания. Всем детям в разной степени были свойствен­ны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая ис­тощаемость. Эти наблюдения еще раз подтвердили дисфункцию высших цент­ров вегетативной и эмоциональной регу­ляции у больных заиканием независимо от сроков заболевания и возраста.

Комплексное обследо­вание взрослых с синдромом заикания позволило обнаружить возможные нейрофизиологические механизмы разви­тия этого синдрома. Вместе с тем данные, полученные при исследовании взрослых больных, характеризуют функциональ­ное состояние мозга и эмоционально-во­левой сферы по прошествии длительного периода с момента возникновения забо­левания. Это обстоятельство в силу боль­шой пластичности и компенсаторных возможностей мозга затрудняет выявле­ние тех факторов риска возникновения заикания, которые связаны с ранним постнатальным развитием, а также не позволяет разграничить симптомы, непо­средственно связанные с этиологией за­икания и его последствиями.

В данной работе заикание рассматривалось с двух точек зрения:

q с одной стороны как проявление нормального формирования фразовой речи и как проявление аффективной реакции, но без закрепления патологического стереотипа речевой функции,

q с другой стороны как проявление патологических изменений на разных уровнях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что единой точки зрения по поводу заикания нет до сих пор ни по одному из компонентов структуры данного вопроса (этиология, симптоматика, классификация, методы коррекции).

Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что практически все современные авторы рассматривают заикание не как узко речевую патологию, а как целый комплекс патологически развивающихся органов и систем.

[1] И.А. Сикорский. О заикании. – М., 1889.

[2] Э. Фрешельс. Заикание – ассоциативная афазия. – М.-Л.,1931.

[3] Д.Г. Неткачев. Предупреждение и лечение заикания в детском возрасте. – М.,1909.

[4] А. Адлер Практика и теория индивидуальной психологии.– М.,1993.

[5] И.П. Павлов. Экспериментальая патология высшей нервной деятельности. В сб.: Избранные произведения. – Госполитиздат., 1949.

[6] Там же.

[7] П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы – М.,1978.

[8] Там же.

[9] А.Р. Лурия, Д.Я. Юдович. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М., 1957.

[10] Н.П. Тяпугин. Заикание. – М., 1966.

[11] А.Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии временных связей в нормальном и аномальном развитии. – М., 1952.

[12] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

[13] М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить. – М.,1973.

[14]Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология №5,2000.

Страницы: 1 2

Больше по теме: