«Придет время, — писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, — когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда». Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на дальнейшее развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем, Дарвином, Эйнштейном, называют «зодчим современного понимания человека», «одним из научных новаторов нашей эпохи», а его учение — «коперниковским переворотом», видоизменившим не только науку, но и культуру общества в целом.
С самого начала становления как науки, психоанализ имел горячих приверженцев не только в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А. Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Джонс); многие выдающиеся современники: Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда «величайшим учителем»), Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и уважали Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво, свидетельствует его переписка.
Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к «хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему и его учению много противников, в основном, среди клиницистов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В. Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).
В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь через многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К. Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию фрейдизма, который нес в самом себе стимул для творческих и интеллектуальных исканий в самых широких областях человеческих знаний.
В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, со множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается одним из основных психологических и философских концепций современности, и вряд ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина «бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».
«Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву, как в норме, так и в патологии» (А. Е. Шерозия). Так же трудно переоценить влияние психоанализа на культуру общества в целом. Фрэйд дал стимул для поиска новых форм и содержания в литературе, драматургии, поэзии, изобразительном искусстве. Позволим себе напомнить лишь малую часть деятелей культуры, чье творчество несет яркий отпечаток идей Фрейда: Т. Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, Р. Роллан, А. Жид, Ж Кокто, С. Беккет, Э. Ионеско, С. Дали, X. Миро.
Долгие годы тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от магистральных направлений интеллектуальных исканий человечества нанесли тяжелый урон отечественной науке. В печальном списке «вредных учений», наряду с генетикой, кибернетикой и социологией, одним из первых оказался психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий» конца 20-х — начала 30-х годов был ликвидирован. Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие психиатры психологи, стоящие на позициях психоанализа.
Ввиду того, что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно трактовалось не только учение Фрейда — психоанализ, но крайне однобоко и скудно давались его биографические сведения, необходимо остановиться на главных этапах жизненного пути великого ученого.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, провинциальном городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца шерстью. В дальнейшем, ввиду разгула антисемитизма, семья Фрейдов, после недолгих скитаний, поселилась в Вене. Отец Зигмунда — Якоб Фрейд, придерживаясь либерально-просветительских взглядов всячески способствовал образованию сына. Еще в гимназии, показав неординарные способности, Фрейд увлекся естествознанием, особенно учением Дарвина, много и упорно учился и решил в дальнейшем посвятить себя науке. В 1873 году он поступает на медицинский факультет Венского университета. Особенное влияние на формирование З. Фрейда как ученого оказал крупнейший физиолог школы Гельмгольца, директор Института физиологии при университете Эрнст Брюкке, у которого Фрейд работал в течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За эти годы Фрейд сделал важнейшие наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров нейронной теории — основного положения современной неврологии.
Больше по теме: