Предметом психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.
В основе этой характеристики лежит содержание спортивной деятельности, выражающееся в действиях, специфических для данного вида физических упражнений. В отличие от трудовой деятельности, рабочие операции в которой направлены на достижение внешней цели – изготовление требуемой продукции, двигательные операции в спортивной деятельности направлены на совершенное выполнение самой этой деятельности. Сточки зрения психологии эти действия отличаются друг от друга, во-первых, по степени сложности психических процессов, во-вторых, по степени и характеру вовлечения в эту деятельность внешних факторов среды. Исходя из этого, можно выделить следующие группы физических упражнений:
· Элементарные движения отдельных звеньев человеческого тела: движение рук, ног, туловища, головы – наклоны, выпрямления, повороты и т. п. (например, многие упражнения гигиенической гимнастики, утренней зарядки; более или менее сложные комбинации элементарных движений входят в вольные гимнастические упражнения). Эти движения просты по своей структуре. Психологически они основаны на точных проприоцептивных
, мышечно-двигательных ощущениях
.
· Перемещения всего тела при упражнениях на снарядах (например, различные упражнения на гимнастических снарядах: параллельных брусьях, кольцах, коне и перекладине). Упражнения этой группы отличаются тем, что в них движения отдельных звеньев тела объединены в сложную структуру, обеспечивающую требуемое характером упражнения перемещение всего тела в целом. Кроме того, выполнение движений в них невозможно без точного учета внешних факторов, таких, как положение снаряда, его размеры, упругость и др. Психологически эти упражнения основаны на точности не только проприоцептивных,но также зрительных
и осязательных ощущениях
в их взаимосвязи.
Существуют и другие группы физических упражнений, которые тесно связанны с ощущениями. Мы их перечислим, так как спорт без ощущений практически не возможен.
· Передвижения в пространстве (спортивная ходьба, бег, лазание, конькобежный и лыжный спорт, прыжки, барьерный бег и др.).
· Упражнения с различными предметами (поднимание тяжестей, метание, упражнения с булавами и т. д.).
· Единоборства (борьба, бокс, фехтование).
· Спортивные игры.
Спортивная деятельность представляет собой движение, которое всегда бывает сложным: оно состоит из зрительных и двигательных элементов в их единстве. В итоге длительной практике определенные зрительные образы движения связываются с определенными мышечно-двигательными представлениями. Эта связь становится настолько прочной, что достаточно возникнуть в сознании человека зрительному представлению, как оно тотчас же влечет за собой определенный мышечно-двигательный импульс. Таким образом, важнейшая роль ощущений в спорте очевидна.
Деловая среда в настоящее время имеет огромное значение в жизни современного человека. В деловой среде ощущения занимают не последнее место, так как с каждым органом чувств связано определенное количество принимаемой информации. А бизнес это не только финансовые потоки, это еще и разнообразные выставки, презентации, доклады, отчеты и т. д., где люди обмениваются информацией о выпускаемой продукции, отчитываются о проделанной работе. Необходимо учитывать следующий расклад воспринимаемой информации через органы чувств:
90% - через все познавательные процессы;
50% - только через слух и зрение;
30% - только через зрение;
20% - только через слух;
10% - только через чтение.
Например, если докладчик, скажем, на деловых переговорах с партнерами будет передавать информацию аудитории только через слух, то очевидно большая часть информации не дойдет до адресата, и, возможно, какой-то желаемый контракт не будет заключен. Но, если бы информация была бы более наглядной (докладчик заготовил бы таблицы, графики, образцы, фото-, видеоматериалы и т.д.), то успех бы был очевидным. Таким образом, в деловой среде, где ставка делается на сотни и тысячи долларов, не стоит пренебрегать ощущениями и основательно готовиться к публичным выступлениям, так как завтра это может дать качественно новый виток развития бизнеса.
Больше по теме: