«Что же представляет теория научения?
В простейшей форме – это изучение обстоятельств, связывающих реакцию и ключевой стимул. После завершения научения реакция и ключевой стимул связаны вместе таким образом, что ключевой стимул побуждает реакцию… Научение происходит в соответствии с определенными психологическими принципами. Но не всегда все дело в практике. Связь между ключевым стимулом и реакцией может быть установлена только при определенных условиях. Научающийся должен быть побужден к совершению реакции и получить награду за ответ в присутствии ключевого стимула. Проще можно сказать, что для того, чтобы чему-то научиться человек должен что-то желать, что-то замечать, что-то делать, что-то получать. В более точной формулировке, эти факторы – драйв, ключевой раздражитель, реакция и подкрепление. Эти элементы процесса научения были тщательно изучены и выявились дальнейшие сложности. Теория научения стала твердым сплавом принципов, полезных для описания человеческого поведения.»
(Social learning and imitation, 1941)
Принципы научения, примененные Доллардом и Миллером к повседневной жизни, были открыты в контролируемом лабораторном исследовании и, как и следовало ожидать, на лабораторных животных. Далее рассмотрим проведенный ими эксперимент, который наглядно иллюстрирует процесс научения, и рассмотрим его составляющие.
Эксперимент.
Научаемыми в данном эксперименте выступают обычные лабораторные крысы.
Крыс помещали в ящик, разделенный пополам низким барьером, таким, чтобы они могли его перейти. Через сетчатый пол первой половины ящика был пропущен ток. В первой сессии подавали сигнал зуммера и ток. При преодолении барьера испытуемыми подача тока прекращалась. Далее следовало закрепление навыка (драйв), т.е. серия Зуммер - Ток - Прыжок – Стоп. В результате время реагирования значительно сократилось.
Во второй сессии (в последующие дни) крыс помещали в тот же ящик и проделывали серию Зуммер-Прыжок-Стоп.
На следующем этапе эксперимента использовали тот же ящик, но с другой программой. Подавался сигнал зуммера без тока, крысы реагировали, но звук отключался нажатием на рычаг. После определенного периода времени прыжки исчезают, нажатия учащаются. Эксперимент проводится до тех пор, пока вслед за зуммером следует нажатие.
В контрольной группе подопытных крыс, где не применялись удары током, не наблюдались никакие систематические изменения.
Теперь рассмотрим данный эксперимент более подробно для выяснения интересующих нас вопросов.
В реальности имело место несколько типов научения:
1. Классическое обуславливание (по Павлову)
Условный стимул (УС
), в нашем случае это зуммер, в сочетании с безусловным стимулом (БС
) – удар током, вызывают поведенческий паттерн или безусловную реакцию - прыжок (БР
).
После серий повторений пары УС-БС
, условный стимул без сочетания с БС
вызывает условную реакцию, сходную с БР.
УС
БР
БС
В рассматриваемом нами эксперименте, Доллард и Миллер описывают происходящий процесс:
БС
remot
Sd
(драйв)
Remot
УС звук
Из схемы видно, что сочетание БС-УС
не вызывает БР
, а только в результате драйва
возникает нужная устойчивая БР
или Remot
.
Миллер постулирует, что любая внешняя или внутренняя стимуляция, будучи достаточно интенсивной, пробуждает драйв и побуждает действие. В нашем случае сила усвоенной реакции зависит от силы тока.
Драйв в теории научения – мотивационный концепт в системе, он побуждает или активирует, но не определяет направление. Существуют различные драйвы. В эксперименте – это боль, врожденный и первичный.
В системе Холла, из которой исходили Доллард и Миллер, имеющее место научение описывается как ассоциативная связь между УСи remot
Больше по теме: