Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте.

Материалы » Зрелость » Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте.

Страница 2

Соблюдение или нарушение моральных запросов, обычаев и норм, связанных с табу, религиозным запретом, оказывает ог­ромное эмоциональное воздействие на субъекта.

Человек, прежде всего, должен жить. Поэтому организация его психики порождается необходимостью сохранения и развития ин­дивидуальной и социальной жизни, т.е. той функцией, которую психика должна реализовать в целях сохранения и развития жиз­ни. Природа функций учитывает и тот факт, что они должны осу­ществляться в обществе. Поэтому мышление человека одновременно индивидуально и социально. Социальное детерминирует­ся моралью. Можно сказать, что мышление человека индивиду­ально и моральное (21).

Теперь позволительно поставить вопрос: «Можно ли на дан­ном этапе развития человечества говорить о духовности?»

Очевидно, истоки духовности необходимо искать в факте со­циальной сущности человека, в противопоставлении и единстве общественного и личного интересов. Именно эта борьба рожда­ет понятия морального добра и зла. Социальность человека про­является, прежде всего, в совместной деятельности, частным, но очень важным аспектом которой выступает борьба. В проти­воборстве с другими обществами (в военном проти­воборстве) требуется сплочённость, дисциплинированность, един­ство воли, взаимоподдержка.

Социальная сплочённость продиктована необходимостью за­щищаться от других. И общество высоко оценивает социальную сплочённость и качества, её обеспечивающие. Ум человека, с од­ной стороны, ведёт к изобретению новых орудий борьбы (оружия), совершенствует военное искусство, но, с другой стороны, в ми­нуты критической опасности выдает решения для индивиду­ального спасения. Именно в этой области начинают проявлять­ся социальная норма и обычай, реализующие поведение челове­ка. Именно в этой области общество создает культ героя и культ военного божества, покровительствующего войне. Общество культивирует такие черты, как смелость, бойцовское мастерст­во, жертвенность. Разум, действие которого направлено на спа­сение индивида, побеждается нравственными качествами, спо­собствующими сохранению общества. Смелость, героизм, жерт­венность и культ героя становятся ареной глубоких внутренних переживаний всех членов общества и каждого в отдельности. Во­енный подвиг, особенно если он сопряжён с жертвенностью во имя других, обусловлен борьбой инстинкта и морали, эмоций и разума. Поступок для других есть выражение морального добра есть победа душевных сил, проявление духа.

Победа морального добра, подчиняющего разум, сопряжённая с жертвенностью, сопровождается глубоким эмоциональ­ным потрясением, мобилизацией всех сил организма. Это состояние внутренней борьбы морального добра или зла и разума, сопровождающееся эмоциональным переживанием, можно назвать ду­ховным состоянием (21).

Огромную роль в формировании духовности личности игра­ет духовная культура: искусство, наука, религиозные верования. Являясь в своих лучших образцах проявлением духа создателя, проникая в тайны человеческих отношений, отображая борьбу страстей, реальные жизненные конфликты и пути их разреше­ния, раскрывающие высоту человеческого духа и низость паде­ния человека, они показывают жизнь в динамике, позволяют за­глянуть за внешнюю картину жизни и созерцательно прикоснуть­ся к внутренней психической жизни. Но это особая созерцатель­ность, она будит эмоции, заставляет погрузиться в контекст, пе­режить с героями горе и радость. Духовная культура представ­ляет собой квазиреальность, которая переводит мораль в чувственную форму, создаёт условия, чтобы она стала личностно значимой. Но это только условия, которые могут помочь пре­одолеть пропасть между знанием и поведением, определить направления свободы выбора личности: идти ли к своей духовно­сти или отдать предпочтение эгоистическому интересу.

Духовная культура, ее переживание (проживание) помогает человеку определиться в поступке, а поступок — путь к лично­сти, путь к добру, к формированию собственной духовности.

Освоение духовной культуры определяет формирование лич­ностных качеств, способствующих проявлению духовности. К ним отнесем в первую очередь совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление (стремление выйти за со­циальную норму), стремление к творчеству, желание выйти за временные рамки бытия. Освоение духовной культуры опреде­ляет содержание морального сознания (21).

Выводы:

1. Общест­венная мораль и религия возникли практически одновременно на заре исторического становления человеческого сообщества.

2. В этот период мораль по объему совпадает с первобыт­ной религией.

3. Общественная мораль и религия выпол­няют охранительную функцию по отношению к обществу.

4. В основу психики природа заложила функциональную организацию, которая позволяет реализовывать различные дей­ствия (практические и идеальные).

5. Воображение высту­пает как природный механизм мифотворчества, перевода мораль­ного запрета в образ (Бога).

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: