Внешний контроль как стратегия влияния имеет ряд серьёзных недостатков. Он вызывает только
послушание, основанное на расчете. Поведение объекта влияния изменится при первой возможности,
поэтому влияющий должен постоянно следить за тем, на кого он влияет. Кроме того, влияние, основанное на насилии, чревато тем, что у объекта влияния неминуемо возникнут негативные чувства по отношению к влияющему. Влияние, основанное на награде и на насилии, неэффективно и требует множества усилий со стороны влияющего.
Другой вид власти, основанный на тех возможностях, которые дают правителю его роль и положение в обществе, - легитимная власть - имеет по сравнению с внешним принуждением определённые преимущества, поскольку не требует наблюдения и не вызывает негативных чувств.
Власть закона и традиции может быть безлична до такой степени, что оказывается нечувствительной к
вопиющему беззаконию. Таким образом, для легитимной власти оказывается более важным то, что данная личность занимает пост, что это за личность и каким способам она этого поста добилась.
Власть, основанная на законе, так же как и власть принудительная и наградительная большей частью зависит от специальных механизмов её реализации, но не от слов, которые при этом произносятся Слова нужны лишь для того, чтобы отдавать приказы и демонстрировать соответствие этих приказов тем или иным статьям закона. Чтобы демонстрировать законность решений и действий, в политической
коммуникации, по мнению М.Эделмана, используется специальный "язык законов" В синтаксическом плане он почти полностью состоит из определений и команд, что создаёт у слушателей ощущение точности, строгой рациональности и обоснованности принимаемых решений. Однако те, кто использует этот язык, как считает автор, хорошо осознают двусмысленность его терминов, которые по-разному
можно интерпретировать в зависимости от ситуации и целей заказчиков. Одни и те же слова могут
относиться к различным действиям, и тем самым они дают власть имущим свободу поступать так, как те
считают нужным. Манипуляции с помощью использования "языка законов" облегчаются ещё и тем, что этот язык достаточно труден для восприятия, особенно для дилетантов. Наиболее сильно действует на публику формальная сторона языка, содержание при этом доступно немногим, что создаёт базу для весьма произвольного использования законообразных выражений .
Видимость законности решениям правительства и других властных органов старались придавать даже там, где произвол и беззаконие являлись основой общественной жизни Ярким примером такого рода являлось сохранение видимости законодательства в сталинские времена. Миллионы людей были осуждены без всяких на то оснований. Однако принципиальное сохранение судебно-следственных органов даже в осуждённых сохраняло веру в то, что их осуждение - это частная ошибка следствия, а не общая политика правительства. При этом любовь к такому правительству лишь усиливалась, поскольку только на него возлагалась надежда, как на того праведного судью, который рассудит всё по справедливости и исправит совершённые ошибки.
В различных обществах могут существовать различные государственные и общественные должности и посты, вызывающие у граждан очень сильный эмоциональный отклик, то есть являющиеся для них символами. Один из самых ярких примеров - это отношение американцев к посту президентства.
Президентство для США - это не просто официальный пост главы страны, это символ национального
единства, национальных традиций и ценностей, в нём отражается вся героическая история Америки, её
требования к настоящему и её надежды на будущее. Чувства гордости, восхищения и уважения, которые
вызывает сам пост, могут переноситься на конкретную личность. Качества идеального президента в той или иной мере автоматически приписываются тому человеку, который занимает пост.
Ещё один механизм, который используется для влияния официального лица на публику, опирается на ролевые отношения, существующие в обществе. Это тот репертуар поведения человека, который определяется его местом в общественной структуре, в совместной деятельности и который ожидают и требуют от человека другие люди в данной ситуации. В нормально функционирующем обществе между лидером и последователями устанавливаются чёткие ролевые взаимоотношения, то есть "связи, в которых роли двух партнёров определяются в отношении одна к другой". Эти отношения могут существовать и сохраняться, если участники взаимодействия имеют взаимно разделяемые представления о поведении друг друга, требования друг к другу, которые принимаются противоположной стороной. Частично эти требования закрепляются официально и приобретают статус закона. Соблюдение этих ролевых отношений подкрепляется различными внешними ресурсами, находящимися в распоряжении государства, группы или официального лица. Так, например, роль американского президента является институционализированной, закреплённой в конституции и неразрывно связанной с его официальным статусом. Предусматривается, что президент осуществляет исполнительную власть, отчитывается перед парламентом и т.д. Роль последователей предполагает, что они должны выполнять распоряжения правительства, предъявлять свои претензии конституционным путем, выбирать президента и т.д. Другая часть требований носит неформализованный характер и существует на уровне общественного мнения. Эти требования довольно трудно чётко определить и описать в обобщённом виде. Неинституционализированные ролевые требования сильно связаны с национальной политической культурой и обычно усваиваются в процессе социализации. Они регулируют поведение лидера, определяя, когда он должен чётко приказывать, а когда прислушиваться к мнению народа, как он должен вести себя в отношениях с парламентом, прессой, во время зарубежных визитов и т.д. Точно так же неинституционализированные ролевые требования определяют поведение последователей. Они могут, например, считать главной добродетелью слепое повиновение лидеру, приказы которого не подлежат обсуждению, или, наоборот, всячески высмеивать правительство.
Больше по теме: