Первая фаза расспроса клиента

Страница 1

Поскольку на этой фазе основная цель консультанта— "разгово­рить" клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ. Это "от­крытые" реплики типа: "Расскажите мне о ваших отношениях .", "Какая у вас семья?", "Когда и как это началось?" и т.д. Ответ на подобные вопросы и реплики проективен, каждый может говорить то, что важно для него, в каком-то смысле это просто предложе­ние клиенту высказаться.

Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слуша­ет, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования. Консультант 1) поддер­живает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент.

1. Наиболее эффективный способ поддержания контакта с кли­ентом в то время, как он говорит о себе, — внимательное, эмпати­ческое слушание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его вни­мательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие встав­ками типа: "Конечно", "Угу", "Да-да" (подробнее об этих техни­ках будет говориться в специальном разделе).

На этой фазе беседы часто выясняется: то, как интерпретирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих про­блем, далеко от действительности, противоречиво, негативно ха­рактеризует других людей, выставляя в положительном свете рас­сказчика. Но работать с этим материалом, не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога еще нет достаточной информации, опираясь на кото­рую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а воз­ражения, выражения несогласия лишь активизируют сопротивле­ние, разрушая пока только формирующийся положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа "приня­тия концепции клиента". Не стоит бояться, что из-за того, что психолог вначале не выражал несогласия с тем, что говорит кли­ент о себе и окружающих людях, высказывание впоследствии про­тивоположного мнения на этапе коррекционного воздействия бу­дет воспринято собеседником более негативно. Наоборот, часто уже в процессе рассказа точка зрения клиента изменяется, он готовит­ся к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной кон­цепции происходящего.

2. О стимулировании клиента на рассказ уже немного говори­лось выше. К этому можно добавить, что к полезной для психоло­га информации следует отнести прежде всего историю возникнове­ния проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отно­шения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана про­блема с точки зрения самого человека и окружающих людей; про­исходившие когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и с чем они могли быть связаны; чем именно вызвано обращение в консуль­тацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже. Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунктов, должны быть достаточно широки­ми, и они обычно хорошо стимулируют клиента на рассказ.

3. Структурирование беседы необходимо как самому консультан­ту, так и клиенту. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем говорится и обсуждается в данный момент. Это, с одной стороны, помогает избежать рецидивов сопротивления, поскольку клиент начинает ощущать, что за все происходящее во время приема ответствен не только консультант, но и он сам. Кроме того, понимание происходящего способствует концентрации вни­мания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активно­сти во время разговора. Структурирование беседы полезно и кон­сультанту, поскольку позволяет эффективнее использовать время консультации: ведь если клиент может с легкостью проследить, откуда и как возникают те или иные темы в разговоре, с чем кон­кретно связаны вновь появляющиеся идеи, то, следовательно, нет необходимости что-то дополнительно повторять или объяснять.

Но в чем именно должно выражаться структурирование? Зада­вая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту сле­дует объяснить, почему он это делает, чем это вызвано. Вполне допустимо, если это объяснение будет несколько расходиться с тем, что на самом деле думает консультант по этому поводу; достаточ­но, чтобы для клиента соблюдалась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Реплики-связки могут выглядеть следующим образом: "Вы много говорите о своем отце, но, по­скольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы несколько слов сказали и о своей матери" или "Вы мне рассказали о том, каковы ваши отношения теперь, но для того чтобы разобраться в конфликте, мне необходимо знать, какими они были раньше и как и в связи с чем начали ухудшаться".

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: