Консультирование супружеской пары

Страница 2

Возможности обсуждения домашних заданий необычайно широ­ки. Так, интерес представляет реакция супругов на то, что расска­зывает партнер, причем консультант может усилить эту реакцию, предложив каждому прокомментировать список партнера. Исполь­зование домашних заданий представляется особенно продуктивным потому, что на их основании можно построить множество различных вариантов беседы, выбирая, таким образом, то, что, с одной стороны, подходит именно для данной супружеской пары, а с дру­гой стороны, помогает не распыляться, не потеряться в море ин­формации и придерживаться в ходе приема определенного темати­ческого стержня. Приведем для примера два варианта обсуждения

домашних заданий.

Особенно полезной является ситуация, когда оба супруга опи­сали одну или несколько конфликтных ситуаций. В описании каж­дого отражается собственное восприятие и интерпретация происхо­дящего, часто противоположное видению партнера. Различие в понимании и объяснении произошедшего является особенно цен­ным для консультанта, и если оба супруга обратили внимание на одну и ту же ситуацию, именно ее бывает полезно сделать централь­ной темой совместного обсуждения, поскольку на этом материале удобно показать не только разницу позиций супругов по отноше­нию к происходящим в их семейной жизни событиям, но и про­анализировать причины, которые к этому приводят. Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты: кто и почему первый обижается, чьи реакции и поведение более агрессивны, насколько собственная агрессивность осознается клиентами, кто и как просит прощения. Основная задача консультанта в ходе такой дискуссии — помочь клиентам увидеть, что и как каждый делает для того, чтобы конфликт разгорался, и какова именно выгода, кото­рую он/она извлекает из этой ситуации — возможность управлять другим, ощущение собственной непогрешимости, месть и т.д.

Если обсуждение конфликтной ситуации проходит успешно, можно попытаться уже на втором приеме выстроить с супругами другой вариант поведения в той же самой ситуации, более конст­руктивный и способствующий быстрому и успешному разрешению конфликта. В случае, если анализ конфликтного взаимодействия оказался успешным, его результаты можно попробовать перенести на другие сложные ситуации из жизни клиентов, продемонстриро­вав, как в других, порой очень далеких от обсуждавшейся, ситуа­циях проявляются те же особенности взаимодействия партнеров.

Другой вариант работы с домашними заданиями основывается на использовании всех дневниковых записей супругов. Им удобнее воспользоваться, когда в записях обоих или одного из партнеров прослеживается один и тот же постоянно повторяющийся паттерн поведения, реакции или обиды. В этом случае в качестве предме­та обсуждения лучше использовать не какую-то одну конкретную конфликтную ситуацию, а паттерн реагирования или поведения. Особое внимание при этом следует обратить на комплиментарность, взаимодополнительность позиций партнеров, поскольку трудно себе представить, чтобы регулярные обиды и неудовольствие, пережи­ваемые одним, никак не отражались на поведении и настроении другого, независимо от того, осознает он/она это или нет. Всесто­ронний анализ такого паттерна также предполагает обсуждение того, что, как и зачем делает каждый из супругов, чего он/она ждет и хочет добиться от другого и что реально получает. Отталкиваясь от повторяющегося паттерна поведения, можно проанализировать супружеские отношения в целом, выявив, в каких еще ситуациях, действуя по одному и тому же стереотипу, супруги обижаются и не понимают друг друга. Такой разбор, если его удается провести, необычайно полезен, но он может растянуться и занять всю вто­рую встречу. Основываясь на нем, можно предложить супругам следующее домашнее задание: вести себя в этих ситуациях по-дру­гому, стремясь реализовать новые способы поведения.

Конечно, описываемый вариант второй встречи с супружеской парой с обсуждением домашних заданий является лишь одним из многих возможных, тем более, что возникшая внезапно тема об­суждения может оказаться продуктивней и полезней той достаточ­но жестко заданной модели, которая описана выше. Так, в мане­ре чтения домашних заданий или в том, как супруги приходят на прием или взаимодействуют во время него, часто проявляются до­статочно характерные для них реакции и способы поведения, ко­торые консультант может тут же зафиксировать и обсудить по прин­ципу "здесь и теперь". А затем уже попытаться найти в материалах домашних заданий ситуации, аналогичные возникшей непосред­ственно во время приема, для того чтобы разобраться, какую роль такие конфликтные взаимодействия играют в повседневной жизни клиентов.

Так, муж говорит жене, которая начала красочно описывать произошедшую в течение недели ситуацию: "Помолчи, мы пришли сюда слушать не тебя, а психолога". Жена в ответ замолкает. Но консультант, воспользовавшись этой фразой, может попросить жену описать возникшие у нее в этот момент чувства, а затем, "вытащив" из нее обиду (если, конечно, такая обида действительно существу­ет), обсудить, чем вызвана столь резкая фраза мужа, насколько она справедлива, какая реакция у обоих была бы более уместной в дан­ном случае и т.д.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: