Техника конструктивных переговоров

Страница 1

При проведении таких переговоров очень важно придерживать­ся определенной системы высказываний, не давая ни одному из партнеров проявлять излишние эмоции, вместо того чтобы излагать факты. Так, на первом этапе каждому из супругов предлагается четко и ясно высказать свою позицию по какому-то вопросу, выб­ранному для обсуждения, например, стоит ли отдавать ребенка в садик в два года или лучше изыскать возможность продержать его

еще год дома.

Следующий этап — аргументация. Каждый партнер должен как можно подробнее и тщательнее обосновать преимущества своей позиции. И лишь на следующем этапе, выслушав аргументы друг друга, супруги могут высказывать критические замечания (но так­же по возможности опираясь на логику, а не на эмоции) в адрес позиции партнера. Надо заметить, что сама по себе эта процеду­ра, достаточно простая на первый взгляд, подчас требует серьез­ных усилий со стороны обоих супругов, и не только в том, чтобы молчать и внимательно слушать другого. Формулирование собствен­ной позиции и аргументов в ее защиту не так легко даются многим клиентам, поскольку более привычными в такой ситуации являются взаимные окрики типа: "Как ты можешь так думать?" или "Ты ни­чего в этом не понимаешь!". Интересно, что уже на этих первых этапах кто-то из супругов может согласиться с позицией другого или ощутить слабость своей собственной точки зрения. Но представим себе, что все предшествующие этапы прошли успешно и никто из партнеров "не выбыл". Тогда наступает самый ответственный и сложный этап — поиски компромисса.

Здесь возможны по крайней мере два пути. Первый — согласие обоих на какое-то промежуточное по отношению к взглядам обоих решение: например, отдать ребенка в сад в два с половиной года вместо двух или трех. Второй путь состоит в соблюдении некото­рой очередности, например, в этом году летом провести отпуск на юге, а в следующем — в байдарочном походе. В процессе аргумен­тации часто выясняется, что в основе позиции одного из супругов лежат не какие-либо логические аргументы и соображения, а не­кие взгляды и установки, усвоенные в детстве, услышанные где-то или вычитанные из книг и воспринимаемые как неопровержи­мые. Ригидное, без учета внешних обстоятельств стремление реализовать свою позицию, какая бы она ни была, вряд ли способ­ствует улучшению отношений.

Консультанту не следует брать на себя "внутреннее обязательство" бороться с любыми неадекватными взглядами супругов (каждый, в конечном счете, имеет право на свои жизненные принципы). Обсуждать можно лишь то, что, с одной стороны, явно противо­речит взглядам партнера, а с другой — мешает как организации супружеской жизни, так и более компетентному и конструктивно­му поведению. Опасны всегда не сами по себе взгляды или жиз­ненная позиция, а та бескомпромиссность, с которой их придер­живаются. В этой ситуации консультант может попытаться смягчить позицию клиента, используя парадоксальные вопросы типа: "А что страшного в том, что .?", "А почему бы и не .?" Отвечая на по­добные вопросы, люди чаще всего начинают говорить о своих чув­ствах стыда, унижения, проигрыша и т.п., которые стоят на пути изменения позиции и, следовательно, мешают супружеским отно­шениям. Разговор на уровне чувств означает переход на более глу­бокий уровень работы с супружеской парой. Обсуждение чувств, демонстрация того, что страхи, мешающие изменению позиции, не соответствуют действительности, способствует коррекции ригид­ных представлений, изменению их на более гибкие и конструк­тивные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме: