История развития представлений о внушении и гипнозе насчитывает тысячелетия – жрецы древних цивилизаций всегда умели вызывать “святой сон”, предназначенный для лечения различных болезней и расстройств. Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида, который представляет собой излучение небесных тел. В дальнейшем различными исследователями эта мысль была развита – считалось, что сам человек излучает магнетические поля, которыми может контролировать психическую и физическую жизнь других людей.
Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные понятия месмеризма следующие: а) для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров; б) месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта; в) для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться легко; на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия; г) магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т.д. Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.
Само понятие “гипноз” (от греческого “сон”) ввёл хирург Джеймс Брэд. Он сделал вывод, что феномен магнетизма обязан не воздействию потусторонних флюидов, но воздействию сил, которые имеет сам индивид, находясь в состоянии транса. Далее, врач-француз А.А. Льебо усовершенствовал сам способ гипнотизации, повысив действенность лечения. Продолжателем дела Льебо стал профессор медицинского института в Нанси И. Бергнейм. Вместе с большой группой учёных он приступил к широкому исследованию гипноза и сопутствующих явлений. Бернгейм первым указал на существование внушения в бодрствующем состоянии посредством механизма самовнушения.
В то же время в парижской больнице Сальпетриер практиковал невролог Ж.М. Шарко, также исследовавший гипноз и проводивший эксперименты с больными истерией. Шарко выделил три характерные стадии гипноза, но сформулировал неправильный вывод о происходившем, решив, что повышенная внушаемость составляет главную черту больных истерией и стало быть, явления гипноза относятся к патологическому состоянию.
Школа Нанси вела яростный спор со школой Сальпетриер по этому поводу, в результате доказав, что гипнотического состояния можно добиться у любого психически здорового человека при помощи внушения.
Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность месмеристов. Профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский в многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В 1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение. Конечно, это было далеко от действительности.
Русский психофизиолог В.М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека, пришёл к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического состояния человека играют словесное внушение и ряд физических раздражителей. Он подразделял гипноз на три стадии – малый, средний и глубокий. Бехтерев изучал особенности повышенной внушаемости в коллективе, разработал методику коллективного гипноза, которую использовал при групповом лечении больных.
Больше по теме: