Практически с этой целью уменьшения сопротивления психологи-консультанты часто применяют известный метод Эриксона под названием “Тройная спираль”. Например, терапевт начинает рассказывать одну историю, прерывает рассказ в середине, рассказывает вторую и тоже прерывает её, затем полностью рассказывает третью историю. Далее он завершает рассказ второй и первой историй. Такой маневр мешает клиенту восстать против установки, посланной третьей историей. Возрастает вероятность того, что она скорее "осядет" в подсознании, хотя ему будет казаться, что он забыл о ней.
Эриксон часто использовал свои "байки" чтобы отвлечь пациента, а иногда даже вызвать у него раздраженную скуку. Это делалось для того, чтобы снизить сопротивление пациента и подготовить его к восприятию главной лечебной мысли.
8. чтобы переосмыслить проблему и определить её по-новому:
Переосмысление предполагает изменение стереотипа клиента. Определив проблему под новым углом, консультант соответственно находит иной способ решения и устраняет проблему.
9. как особый творческий способ общения:
Психолог побуждает клиента к творчеству и разнообразной деятельности, являя собой пример живого и интересного общения.
10. чтобы найти путь к своим духовным резервам:
Рассказы помогают клиенту разнообразить гамму своих эмоций, мыслей, поведенческих стереотипов. Любой человек может отыскать в прожитой жизни нечто такое, что поможет ему одолеть ту проблему, с которой он пришел к консультанту.
Приёмы эффективного составления терапевтических историй
Чтобы быть эффективной, терапевтическая метафора должна удовлетворять по крайней мере трём условиям:
а) обладать той же или подобной структурой, что и у содержания проблемы;
б) предлагать замещающий опыт, в котором человек имеет возможность действовать с другой точки зрения, имея ранее не замечавшиеся возможности выбора;
в) предлагать разрешение (ряд разрешений), таким образом ведя клиента к соответствующим выборам.
Основные шаги в конструировании метафоры обычно следующие
1. полностью определить проблему;
2. определить структурные составляющие проблемы и соответствующие “действующие лица”;
3. найти подобную, схожую по структуре ситуацию;
4. указать логическое разрешение, определить, чему надо научиться и найти контексты, где эти моменты будут очевидными;
5. облечь эти структуры в историю, которая будет занимательной и скроет намерение.
Некоторые психологи отмечают, что ряд терапевтических историй, рассказанных какому-то клиенту, при незначительной замене реалий и деталей могут стать оболочкой для конструирования метафор, подходящих для целого класса сходных случаев или клиентов.
Больше по теме: