При шизофрении :
1. Память. Нарушение непосредственного запоминания не обнаруживается. Проблема с опосредованным запоминанием, когда вводится дополнительный стимул (мет-ка пиктограмм). Ассоциации на предлагаемое слово не стандартные, не отражают содержательную сторону задания. Вследствие чего больной не способен воспроизвести заданное слово по своему рисунку.
2. Нарушение внимания. Наблюдается характерный симптом –читаю и ничего не запоминаю, не может ухватить и запомнить ни одной фразы. Один из основных системных признаков – фрагментарность. Весь мир по кускам, без причинно-следственных связей. (не может слепить содержание глав в целую книгу и т.д)
3. Нарушение мышления. Аутистическое мышление (Блейер) противопоставляется реалистическому. Реал.- принцип логики и причинно следственных связей, подчинено реальности. Аутист.- управляется импульсами и магическим мышлением (свойств. Детям и первобыт. Племена.) – это делает мир управляемым. Есть инстанция (Бог) – я могу с ним связаться, я могу влиять ® я могу управлять. Это защита от страха перед миром.
4. Мышление.
· 1-й блок – нар-я м-я на уровне операций.
Больным свойственно искажение процесса обобщения. Процесс обобщения – основной при выведение умозаключения. Больные с легкостью выделяют общие признаки, но другие. При выделении выбирают не связанный с реальностью, вычурный странный признак. (объединяют стол, лопату и вилку по принципу твердости). Больные не продуктивны при решении формальных задач, но могут успешно решать задачи повышенной сложности, нестандартные. (Н/Р успешно играют в трудные шахматные партии).
· 2-й блок –нар-я динамики темпа и ритма м-я– при шиз-и не встречается.
· 3-й блок – Нар-е мотивационного звена понятия. Значимым является для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие контроля за решением задачи.
Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.
Резонерство – бесплодное многоречивое мудрствование. Больные многословны (монолог) используют слова не в том смысле в кот. их следует использовать, с пафосом и эмоц. Вложением, и конечной цели не имеется. Они самовыражаются сами для себя. Переживая нарастание собственного психич-го дефекта они возмещают себе этот недостаток.
+ см. В5.
5. Эмоционально-личностная сфера – изначально дети гиперчувствительны. Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата аппетита, отстраненное отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной гигиены. Аутиз-я – изоляция от мира от того, что со мной делается «тело – это не я» слабость нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а уходят от мира, они себя изолируют от факторов раздражения.
Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный возраст.
Больше по теме: