Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний. Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма. Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные – животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и т.д.
Резонерство – еще более четко выступает роль измененного личностного отношения к структуре. Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство для психиатров выступает как само нарушение мы-я. Мех-мо рез-ва являются не столько нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то концепцию. Исследования Тепенициной показали, что резонерство выступало в том случае, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям. Рез-во выражалось в претенциозно – оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется и в самой форме высказываний – многозначительность и неуместный пафос. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности резонерства. Своеобразен синтаксис, лексика высказываний. Часто используются инверсии, вводные слова. Часто встречается разорванность речи – больные произносят ряд фраз но в них нет никакой содержательной мысли, не устанавливаются никакие связи м\у явлениями. Такая речь не служит функции общения. В речи нельзя обнаружить определенного объекта мысли, нет логического подлежащего. Больные не заинтересованы во внимании собеседника. Речь не является орудием мысли – прослеживается сходство с эгоцентрической речью ребенка.
Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-сти- эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий. Подобные формы нарушений не затрагивают осуществления логических операций, однако в условиях необходимости организации своих действий (сит-ции неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные оказываются не способными к осуществлению целенаправленной д-сти. Такие нарушения, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются выражением дезорганизации м-я.
Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска или отказа от него. Выделяют еще две функции саморегуляции позн –ой д-сти:
- мобилизующую (продуктивная с т.зр. регуляции м-я)
- защитная (непродуктивная).
У больных шизофренией (вялотекущей) происходит ослабление процесса саморегуляции м-я, выражающиеся в нарушении конструктивной и мобилизующей функции при относительной сохранности контрольной и активизации защитной. Нарушается важнейший м-м саморегуляции основа децентрации и самоанализа – способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.
У больных Ш-ей с преобладанием негативной симптоматики существенным фактором нарушения саморегуляции является установка на самоограничение. Это выр-ся в направленности на ограничение контактов и сфер д-сти, предпочтение действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами. Избегание трудностей и интеллектуального напряжения. Наибольшая выраженность нарушения – или буквально следовать заданной цели, или переходить к произвольному целеобразованию.
При шизофрении – снижена побудительная д-сть целей, при эпилепсии – нарушен регулятивный аспект целеобразования. Эти нарушения носят динамический х-р и зависят от общей иерархии целей, стоящих перед испытуемым.
Больше по теме: