Психоан-з предожил ряд моделей возник-я сомат-х симптомокомплексов (с-к
) на почве душевного конфликта. Благодаря Фрейду был создан новый практич-й подход, кот.открыл вохможность лечить болезнен-е сост-я в их психосом-ом (п-с
) аспекте. Было утверждено знач-е раннего детского развития для душ-го и телес-го здоровья, влияние эмоц-х факторов, знач-е психич-х конфликтов для патогенеза. Как 1-ю п-с
модель психоан-з развил понятие конверсии.
Фрейд описал ее как истерический с-к:
сущ-т аффек-й конфликт – вытесняется в бессоз-е -- переводится в соматич-ю сферу (энергия) – реализ-ся в сом-й симптом. На самом, деле, все равно куда: в соматич.или в психич.(невроз).(эта проблема не решена). Закон сохранения энергии: любой органич-й симптом явл.символом нереализованной потребности (символическая конверсия). Н-р, муж желает ударить жену – нач.болеть рука. Этот мех-м возникает в тех органах, кот.можно контрол-ть сознанием.
Конверсия – это неосознав-й процесс трансформации. Пациент бессоз-но выбирает симптом.3 мех-ма истерич-й конверсии: 1)Выбир.ранее пережитое р-во (стенокардия, позвоночник и т.д.); 2)Заимствованный симптом по мех-му идентификации (н-р, врач заболевает болезнью пациента); 3)Выбирает симптом как метафору или символ (н-р, отвергнутая любовь – болит сердце…)
В своём развитии психосоматическая медицина прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция.
В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма доминировало положение Зигмунда Фрейда о конверсии эмоционального конфликта на соматические функции организма.
В начале 1930-х один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх
начал применять в психотерапевтических сеансах непосредственную работу с телом, которую он называл вегетотерапией. В частности он применял глубокое и свободное дыхание для усиления и уяснения эмоциональных реакций. Психоанализ, указывал Райх, дал возможность объяснить подлинные движущие силы в истерическом конверсионном синдроме. Это была сексуальная травма, которую человек пережил в раннем детстве и которая в последующие годы была полностью вытеснена и забыта. Вытеснение и последующие превращения вытесненных чувств в симптом составляли движущий фактор в болезни. Райх верил, что при вытеснении первоначальной причины травмы происходило подавление сексуальных чувств. Это подавление создавало предрасположенность к истерическому симптому, который вырывался наружу благодаря позднему сексуальному инциденту. Для Райха подавление сексуальных чувств вместе с характерной позой, которая сопровождала их, составляло истинный невроз. Симптом сам по себе был только его внешним проявлением. Обсуждение этого элемента (поведения и отношения пациента к сексуальности) вводило фактор «целесообразности», «выгоды» в проблему невроза. Термин «выгода» относится к силам, которые являются предрасполагающими для развития невротических симптомов.
Невротическая личность поддерживает равновесие тем, что связывает свою энергию мышечным напряжением, ограничивая свое сексуальное возбуждение. У здорового человека нет ограничений, и его энергия не блокирована, в мышечном панцире и поэтому доступна для сексуального удовольствия и любого другого творческого выражения. Его энергетическая структура функционирует на высоком уровне. Низкий уровень организации энергии характерен для большинства людей и является причиной склонности к депрессии, что можно считать всеобщим свойством нашей культуры.
Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией». Характерный анализ был его большим вкладом в психоаналитическую теорию, за что он высоко ценился среди аналитиков. Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и высвобождали «вегетативную» энергию. Вегетотерапия представляла собой прорыв от чисто вербального анализа к прямой работе с телом. Райхом был сделан значительный вклад в психоаналитической работе с телом. Его объяснение сущности структуры характера и доказательство его функциональной идентичности с телесной позой были важным продвижением в нашем понимании поведения человек. Он представил концепцию оргастической потенции как критерий эмоционального здоровья, чем она, несомненно, является, и показал ее физическую основу для наличия рефлекса оргазма в теле. Он расширил наши знания о телесных процессах тем, что открыл значение и важность непроизвольных реакций тела. Он создал сравнительно эффективную технику для лечения расстройств в эмоциональной (непроизвольной) жизни человека.
Больше по теме: