Становление человеческой агрессии.

Материалы » Агрессия как социально-психологический феномен » Становление человеческой агрессии.

Страница 3

Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний, при­менявшихся к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. Лефковитц и другие сообщают, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8 лет родители наказывали умеренно. «Когда родители слиш­ком снисходительно или слишком сурово относятся к агрессивности своих сыно­вей, эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрес­сивными». Эрон и Хыосман сообщают, что суровость наказаний в 8-летнем возрасте положительно коррелирует с оценкой собствен­ной агрессивности в возрасте тридцати лет и с суровостью, с которой испытуемые наказывают своих собственных детей.

Паттерсон и Стаутхамер-Лебер изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Иссле­дователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот маль­чиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два пара­метра семейного руководства — контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребен­ка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за

их

поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асо­циально. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер так резюмируют свои данные:

«Кажется, что родители асоциальных детей безразличны к их времяпрепровожде­нию, к сорту их компаний и роду занятий . такие родители менее склонны в каче­стве наказания запрещать ребенку делать то, что ему бы очень хотелось, или не давать ему денег на карманные расходы . Если они вообще обратят на это внима­ние, то наиболее вероятны нотации, брань и угрозы; в любом случае эти придирки не приведут к эффективным результатам».[6]

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, ро­дители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером аг­рессивности. В таких случаях наказание может провоциро­вать агрессивность в дальнейшем.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избе­гать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «караю­щих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок аверсивное обращение может в конце концов привести ребен­ка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискован­ное поведение, которое действительно должно быть наказано».

В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Факти­чески стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемо­го поведения. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали.

И наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются при­вить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного по­ведения, но не устраняет его.

Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, тем не менее порой оно может оказаться действенным средством модификации поведения. Результаты экспериментов и исследовательских программ свидетельствуют, что наказание может вызывать устойчивые изменения в поведении, если применяется в соответ­ствии с определенными принципами.

Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, с тем чтобы акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совершения проступка. Временной разрыв между неприемлемым действием и наказа­нием должен быть минимален, так как наказание непосредственно после проступ­ка предполагает большую важность запрета определенной модели поведения в является более действенным, чем отсроченное, когда в течение некоторого време­ни не делается никаких замечаний и оценок нежелательных действий. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель смо­жет осознать удовольствие от совершенного проступка. «Чистое наказание убеж­дает в большей степени, чем наказание, к ощущениям от которого примешивается удовольствие от совершенного проступка».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме: