5. Проблема расщепленного мозга.
Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром аномии ― больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие, когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если стимул сменит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой.
Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях ―
1. Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга, следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий ― какое ведущее в данной деятельности.
2. Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или врожденная опухоль.
Электрошоковая терапия ― специальное лечение эпилептических припадков ― электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа, следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.
Изучение функциональной асимметрии началось в середине 19 века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. При вскрытии обнаруживалось, что при поражении определенных зон неокортекса ведет к выпадению ряда специфических функций при жизни. При очаговых поражениях головного мозга проявляется асимметрия в норме скрытая, как результат реципрокного взаимодействия полушарий, которое исчезает при патологии.
Исследования Сперри
, за которые он был удостоен в 1981 Нобелевской премии. Сперри выявил дотоле неизвестные различия в функционировании двух полушарий мозга. Анализируя словесные отчеты больных, перенесших перерезку мозолистого тела, он обнаружил поразительный эффект операции: у таких больных существовали как бы две независимые психики, которые подчас противоречили друг другу. Эти наблюдения непосредственно подводили к изучению природы сознания. Исследования С. и его сотрудников из Калифорнийского технологического института показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций. Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений – например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и «понимает» музыку. С. со своими коллегами показали, что оба полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений.
Асимметрия у здоровых людей практически не выявляется (речь идет о психической асимметрии). Поэтому функциональная асимметрия была замечена у больных с правополушарной и левополушарной патологией головного мозга. Так при поражении определенных областей головного мозга наблюдается выпадение ряда функций.
У здорового человека асимметрия скрыта взаимодействием правого и левого полушария, в то время как при патологии это взаимное влияние нарушается.
В различные периоды онтогенеза поступает огромное количество информации. Так происходит специализация полушарий головного мозга к определенным внешним стимулам. Идет отбор информации в каждом из полушарий специфичной только для него, так как в оба полушария поступает информация разнородная по своему содержанию: как вербальная, так и невербальная, соответственно правое полушария выделяет невербальную информацию из ее общего потока, анализируя ее, а левое - вербальную. Связь определенных зон неокортекса с видом информации обеспечивает уровень адаптации организма: в ранние сроки адаптации в запоминании новой информации большую роль играет левое полушария, а способность преодолеть возникшие трудности определяется активностью правого полушария, в котором хранится информация о событиях происходящих в прошлом.
Экспериментальные данные показывают, что левое полушария, являющиеся доминирующим у правшей, участвует в регуляции функциональных систем организма при адаптации, а правого в нормальных условиях организма. Подводя итоги можно сказать, что выраженность асимметрии определяет адаптивность организма.
Больше по теме: