При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово или словосочетание (эмбол), которое используется больным, как замена всех остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.
При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект - затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение понимания речи и чтения.
Афферентная моторная афазия
Лурией выделена специфическая форма афазии – афферентная моторная афазия– обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б - м; н - д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения, содержащие как сочетания нескольких согласных звуков ("тпру", "стропила", "кораблекрушение"), так и их неоднократное повторение в структуре высказывания ("сыворотка из-под простокваши", "из-под топота копыт пыль по полю летит").
Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), 40-го поля.
Эта форма афазии связана с нарушением кинестетической речевой афферентации, поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. Возникают нарушения произношения слов вследствие трудности различения близких артикулем (по типу литеральных парафазий). Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, но и неправильно воспринимают их, что ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы.
Нередко у этих больных нарушается и неречевой оральный праксис, но иногда афферентная моторная афазия может протекать на фоне полностью сохранного орального праксиса. При повторении близких в артикуляционном отношении гласных, согласных, при произнесении сложных слов больные фиксируют свои ошибки, но не могут исправить, их рот как бы не подчиняется волевым усилиям. Вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции обычно ухудшает написание слов; при чтении привычные слова произносятся правильно, а сложные слова произносятся неверно, с литеральными заменами.
9.
Нарушение мышления при психических заболеваниях и локальных поражениях мозга.
См. в.5 +
Наруш-е мыш-я при локальных пораж-х мозга.
Для правил-го протекания мыш-я необходимо: 1. Выделить цель (сохранить ее в теч.деят-ти) 2. Предварит-я ориентировка в условиях задачи (импульсивные ответы должны тормозиться) 3. Формир-е программы реш-я з., выбор ср-тв, выработка общей стратегии. 4. Непосред-е осущ-е различ-х операций. 5. Контроль за результатом (сличение получ-х рез-в с условиями з-чи).
Наруш-е процессов мыш-я м.возникать при различных по локализации пораж-ях мозга. При локальных пораж-х мозга возникают: структур-е наруш-я (операциональные) и динамичес-е наруш-я (временные и регуляторные).
При пораж-и лев.п-я
– наблюд-ся афазии. Наруш-е спос-ти выполн-я верб.-логич. операц.
Пораж-е лобных отделов –
наруш-е прочности возникшего намерения ведет к распаду всего строения интел-ой деят-ти. Наруш-е тормож-я непосредст-х связей, выпадает ориентировоч-я основа деят-ти, наруш-ся сличение результатов, ошибки перестают осознаваться. Причем, навыки, позволяющие выполнять отдел-е операции, м.оставаться сохранными. При пораж-ии премоторных отд.(задний лоб), зона Брока
Больше по теме: