Невербальный материал м.б. осмысленным (геометрич-я фигура, рисунки, фотографии, предметы и т.д.) и невербальным бессмысленным (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна).
Невербальные тесты: это тип м-к, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкции, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равенна. НТ уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они облегчают процедуру обследования испыт-го с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. НТ широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая х-ка. Пути коррекции.
Саноцентристское определение здоровья (устав ВОЗ).
З.- состояние полного телесного, псих. и социального благополучия, а б.- нарушение адаптационных возможностей. С этими терминами связанны норма и патология (виды: отклонения - в псих. ф-циях; девиации - в детстве и отрочестве; аномалии - для патологии отклонения отд. псих. функций).
ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного благополучия — физического, душевного и социального».
Здоровье понимается прежде всего как отсутствие болезни, следовательно, отсутствие отклонений в биологических структурах или процессах в организме. Согласно Парсонсу (Parsons, 1976. S. 71), здоровье можно в конечном итоге « .определить как состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения ролей и задач, соответствующих его социальному статусу». Таким образом, здоровым является работоспособный человек, который оптимально соответствует «нормальным» ролевым ожиданиям и который в состоянии справиться с повседневными требованиями (Becker, 1995), в результате чего нет нужды приписывать ему особую роль больного. Здоровье, следовательно, тоже можно рассматривать исходя из трех разных перспектив: здоровье, хорошее самочувствие, роль здорового. Понятие «болезнь» используется для характеристики только таких состояний, которые уже не выглядят нормальными, а потому нуждаются в особом объяснении. Это могут быть уже заметные или тревожные изменения в самочувствии (в первую очередь боли), в поведении и работоспособности какого-то человека, которые не характерны для него обычно. Используя понятие «болезнь», мы объясняем такие изменения: они являются следствием каких-либо (предполагаемых) изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Это соответствует субъективному впечатлению человека, который и сам называет себя больным. Более точное обозначение этого субъективного состояния — плохое самочувствие; болезнью же можно назвать то, что индивид «имеет на самом деле», а именно конкретное изменение в нем самом. Кроме психологического («плохое самочувствие») и телесно-биологического аспектов («болезнь») существует еще социальный аспект: изменившееся поведение больного («больное поведение») становится очевидным для окружающих и тем самым оно превращается в социальное явление.
Согласно мнению сторонников телесной терапии, даже если вы намеренно и сознательно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее, тем не менее, отреагирует ваше тело. Переживания отражаются в том, как люди двигаются, дышат, управляют своими мышцами, а также в болезнях, которыми они страдают. Более того, септические язвы, высокое кровяное давление и другие соматические недуги, по крайней мере частично, обусловлены длительным стрессом.
Больше по теме: