Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Материалы » Клиническая психология » Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Страница 4

Изучение конфликтов: конфликты в группе нередко возникают когда участники делятся своими чувствами и переживаниями. Некоторые виды конфликтов связаны с лидерством или доминированием. На определенной стадии на первый план выходят соревнование и явное соперничество. При вербальном исследовании руководитель может призвать членов группы к их обсуждению. Возможно изучение на уровне физического взаимодействия. Соперничество и враждебность могут найти выход в рукопашной. В этом случае необходимы меры предосторожности. Элизабет Минц применяет технику «рукопожатия» (м.б. полезно для тревожно настроенных членов, к-е подавляют свои сильные эмоции по отношению к какому-либо персонажу из их прошлого). Предлагается закрыть глаза и положить ладони на сцепленные руки руководителя. Затем р-ль играет роль того персонажа, для чего имитирует его речь при обращении к клиенту. Клиенту предлагается говорить р-лю что придет в голову и одновременно жать на его руки, чтобы выразить свои чувства. Такая комбинация физических и вербальных ср-в приводит к нарастанию сдерживаемых чувств, к-е в конце прорываются. После того как ч-к извлек впечатления детства из глубины и освободился от низ, можно завязать разговор о пережитом, чтобы помочь усвоить полученный опыт на сознательном уровне. Присутствие при этом других членов создает атмосферу поддержки, способствует разрядке.

Изучение сопротивления: Иногда члены группы оказывают сопротивление в защите своих обычных форм поведения. Тогда руководитель может с помощью косвенных методов исследовать это сопротивление и в мягкой форме предложить пойти на риск и продолжить совместную работу. Один из методов: члена группы прося подумать о чем-то сугубо личном, чем ему трудно поделиться с другими. после этого ему предлагают представить себе, что он все же делится секретом с кем-либо в группе, а затем предположить возможную реакцию партнера. Так ч-к фактически сообщает личные предположения относительно реакции на секрет, а не сам секрет. Это способствует установлению обратной связи, + первый шаг к достижению большей открытости. Также полезны фантазии, они помогают открыть дверь в бессознательное, преодолеть сопротивление. Н\р: прием «направленного фантазирования»: руководитель предлагает члену группы какой-то отправной образ. Участник закрывает глаза и начинает фантазировать. Вариантом таких упражнений м.б. фантазии на тему тела: члены группы с закрытыми глазами лежат на спине и совершают воображаемое путешествие по своему телу, зрительно представляя внутренние органы, анализируя свои наблюдения и при это отдавая себе полный отчет в своих чувствах и реакциях. Такие фантазии провоцируют выражение эмоциональных конфликтов в символической форме. Приемы, включающие фантазирование м.б. структурированными или неструктурированными.

Сочувствие и поддержка: важны особенно на заключительных стадиях группового процесса, когда все большее значение приобретает аффективная сфера. Руководитель призывает членов группы проявлять сдержанность в их стремлении защищать друг друга в случаях, когда исследование новых переживания и впечатлений приобретает рискованный хар-р. Потребность ободрить партнера может отражать беспокойство самого помогающего, чем действительную необходимость оказания поддержки. С целью оказать поддержку руководитель может предложить физические упражнения. Н\р группа собирается вокруг участника, стоящего с закрытыми глазами в центре, и толкает его туда – сюда. Выбранный участник при этом должен расслабиться и рассчитывать только на поддержку других, чтобы не упасть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по теме: