Франкль утверждает, что человек психически страдает и заболевает не только вследствие причин определяемых полом или честолюбием (как думали Фрейд и Адлер), но также вследствие подавления в себе потребностей своей высшей стороны, своего духа в Боге. Люди, неверующие и маловерующие, говорит профессор Франкль, должны перестать думать, что познание Бога и религиозное чувство не являются для них необходимостью. Оно необходимо для полного раскрытия человеческого самосознания. Логотерапия (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В.Франклом , основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах . В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции , ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний , и метод дерефлексии , предназначенный для лечения сексуальных неврозов.
Франкл: Логотерапия.
Стремление к поиску смыслу – присуща всем. Смысл – жизненная цель (от Адлера). Его всегда можно найти. Экзистенциальный вакуум. Для жизни нужен идеал (идея). Уникальный смысл – специфика человека и ситуации. Универсальный смысл – ценности. Смысл – то, что находим в ситуации. Совесть – творческий потенциал (помогает найти смысл). Сферы: что дает человек миру, что берет, позиция по отношению к ситуации. Триады человека: свобода воли (к смыслу) – ценности творчества, переживания – отношение к боли, вине, смерти. Координаты: осуществление – отчаяние; неудача – успех. Путь жизни и путь смерти (человек может выбирать до определенного момента).Кроме того, чтобы найти смысл, его надо осуществить – за это несем ответственность. Сверхсмысл – смысл того целого в свете чего приобретает смысл человеческая жизнь; сверхсмысл непознаваем. Наследственность – материал (возможность духа строить из этого то, что необходимо); организм – инструмент. Личность и характер (он тоже не определяет поведение). Он зависит от личности. Человек свободен, так как он определяется ценностями, смыслами.
Существование предшествует сущности.
Смысл – в каждой конкретной ситуации. Духовность (только у человека), свобода и ответственность. – 3 экзистенции. 3 экзистенции человеческого сущ-я: свобода, духовность, ответственность.
Совесть – иррациональна, бессознательна. То, что должно быть (возможность) – интуиция.
Любовь открывает человека.
Суть болезни – страдание. Нужно сохранять установку здорового человека. Теперь (после Фрейда) человечеству нужно опять жить духовно.
Свобода по отношению к: влечениям, наследственности, среде.
Животное = влечение, а у человека они просто есть. Вне влечений нет свободы. Одни задатки – разно воплощение (преступник и криминалист) – свобода.
Человек решает сам за себя.
Свобода – не есть всемогущество – ответственность (принятие решения).
Совесть – сверхличность – “Ты” (Бог – образ отцовства).
Генеалогический метод.
Т.е. метод исследования семей Обязательное условие использования генеалогического метода – наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную (ядерную) семью. К ним относятся пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг. Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты.
Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы. Ч-к, ради которого собирается родословная (например, обладающий какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно наследственным заболеванием), называется пробандом.
Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родственных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений. Тогда на генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение называют генограммой. Эта графическая методика может быть полезна для анализа специфической внутрисемейной среды, которая выделяется в психогенетическом исследовании.
Семейная терапия
- модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи ("идентифицируемого пациента""). Семейная терапия реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.
Больше по теме: