Родительские стили воспитания и установки.

Страница 4

В. И. Гарбузов с соавторами (1977) выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — не­приятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагиро­вания, сочетающиеся с жестким контролем, регламен­тацией всей жизни ребенка, с императивным навязыва­нием ему единственно «правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме — реального отказа от ребенка, помеще­ния его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. В нашей практической работе подобное отношение мы отмечали у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроен­ности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недос­татком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выра­жается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, му­зыка, фигурное катание, технические и спортивные круж­ки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооцени­вают реальные психофизические особенности и ограни­чения ребенка.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи на ребен­ке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Наиболее патогенным оказывается воздействие не­правильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода разви­тия — потребности в автономии, уважении, самоопре­делении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков; с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблаго­приятен для подростков с акцентуациями по неустойчи­вому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического раз­вития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешитель­ность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявля­ется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувст­во протеста против неуважения к его «Я», резко усили­вает реакции эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребен­ка, чрезмерное покровительство и обожание, резуль­тирующие непомерно высокий уровень притязаний под­ростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует форми­рованию психопатий истероидного круга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме: