Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителей (пол, возраст), социально-экономический статус, образование, личностные характеристики.
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, а также процесс формирования этого образа.
Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности. [4]
В свою очередь, талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя.
На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества
, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль.[5]
Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
1. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность
- умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
Гибкость
- способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
Работоспособность
- способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость
- волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность
- способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность
- подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность
- умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества
. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности руководителя в зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Больше по теме: