Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не являются типичными для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества молодежи, обращающейся в центры занятости, а также усиления профориентационной работы с учащимися, проводимой центрами профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью.
Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсультация эффективна как средство профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.
Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.
Группы могут включать: учебный класс, если инициатора ведения консультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службы занятости с примерно одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.
По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.
Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства.
Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: “Мир профессий” (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), “Человек и профессия” (понятия профессия, специальность, должность; требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), “Здоровье и выбор профессий” и др.
При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 – 15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную ценность групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию “из первых рук”.
На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы. При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.
Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля).
Однако возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики важно использовать только те методы, которые отвечают требованию надежности и рекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции – четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует отдавать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, снижение внимания.
Больше по теме: