При таком сопоставлении внешних воздействий с психологической почвой, на которую они падают, особое место занимают психосоматические отношения. Сюда относится влияние на психическое развитие того, как переживаются человеком осознаваемые им индивидуальные особенности его организма. Так, например, какое-либо наследственное или врожденное физическое уродство или даже резко выделяющаяся индивидуальная особенность во внешности (рыжий цвет волос), само по себе взятое, не формирует каких-либо определенных черт характера или отношений личности. Но если эти физические особенности переживаются человеком как признак его социальной неполноценности, если они вызывают постоянные насмешки окружающих, то на этой пренатальной основе формируются определенные психические свойства личности. Поэтому один из существенных методических путей анамнеза заключается в наблюдении и в истолковании всех таких соматопсихических отношений (Anastasi, 1958).
2. Правильное анамнестическое истолкование невозможно, если мы пытаемся оценить влияние какого-либо отдельного изолированного условия среды или воспитания на формирование определенной индивидуальной психической особенности. Формирование каждой такой особенности и всей личности в целом определяется не каждым отдельным условием, а целостной системой условий. В упомянутой статье В. Н. Мясищева и Н. И. Феоктистовой приводится следующая иллюстрация. Ребенок 12 лет проявляет в настоящее время пессимизм, склонность к унынию, апатии, уединению. Чем объяснить это состояние? Физически ребенок здоров. Мать не больная, но прихварывает, отец давно умер, ребенок его не помнит. С материальной стороны ребенок имеет все необходимое, но не больше того. Он редко получает сладкое, не может ходить в гости и на публичные празднества, так как стесняется своей чрезмерно скромной одежды. Квартира достаточно большая, но окна выходят во двор типа колодца. В школе по успеваемости он несколько ниже среднего, а он старше большинства одноклассников. Внешность у него очень незаметная, он ничем не импонирует товарищам, но и не отталкивает их от себя - его просто не замечают.
Каждый из приведенных фактов в отдельности недостаточно значителен, чтобы обусловить пессимизм и уныние ребенка как устойчивую черту характера. Но все они действуют в одном и том же направлении и потому, взятые в совокупности, представляют собой очень мощный фактор развития этой черты характера.
3. Для правильного истолкования анамнестических данных необходимо не только учитывать всю совокупность условий развития, но и взаимную их связь. В приведенном выше примере все перечисленные условия влияют в одном и том же направлении на формирование определенной индивидуальной особенности. Гораздо чаще, однако, разные условия действуют в различном, иногда прямо противоположном направлении. Так, например, тяжелые материально-бытовые условия могли бы воспитать подавленность, замкнутость, озлобленность, но дружеские, любовные отношения в семье влияют на личность в прямо противоположном отношении. Поэтому необходимо сопоставлять моменты, усиливающие влияние какого-либо анамнестического фактора, и моменты, его ослабляющие. Взаимная связь различных условий развития выражается в том, что одни условия с необходимостью порождают другие. Например, пьянство отца вызывает материальные трудности, скандалы и драки в семье, отсутствие контроля за поведением детей и т.п. Одно из условий правильного истолкования анамнестических данных и заключается в раскрытии всех многообразных связей между различными условиями развития.
Больше по теме: