Подростки данной категории - это в большинстве случаев трудные подростки. Что же происходит с их характерами на протяжении этого сложно возрастного периода и какая перспектива их ожидает?
А.Е.Личко выделяет пять наиболее значимых феноменов в динамике акцентуации характера.
1.Трансформация типов акцентуации характера
в силу конституционально заложенных механизмов или влияния среды. Предполагается, что акцентуации характера имеют эндогенную, генетическую обусловленность. У ребенка изначально есть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Но влияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, или сглаживает, или изменяет. Так "чистые" типы акцентуации характера могут сочетаться, образуя смешанный или мозаичный характер.
Существуют некоторые закономерности трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты порой сменяются циклотимностью; невротические - психастеничностью или сенситивностью; эмоциональная лабильность - истероидностью; к гипертимности может добавиться неустойчивость.
2.
Изменение характера наблюдаются не так уж часто. Обычно происходит усиление, развертывание черт определенного типа
при скрытых акцентуациях в явную под влиянием трудных ситуаций или психических травм, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного вида характера.
3.Возникновение
на фоне явной акцентуации характера временных нарушений поведения, острых аффективных реакций, неврозов
и других неблагоприятных явлений. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен. Если травмирующая ситуация слишком тяжела или длительна, развивается затяжной невроз.
Наиболее частыми нарушениями поведения в подростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являются делинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки, как правило, устраняет эти нарушения. Главное - не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения. Подоплекой этих ситуативно обусловленных деформаций поведения А.Е.Личко считает поведенческие реакции как общие для детей и подростков:
· реакция оппозиции;
· реакция имитации;
· реакция компенсации;
· реакция гиперкомпенсации; -
так и специфически подростковые:
· реакция эмансипации;
· реакция группирования со сверстниками;
· реакция увлечения (хобби);
· реакции, обусловленные формирующимися сексуальными увлечениями.
4
.Усиление явной акцентуации характера и, как следствие, формирование
приобретенных психопатий
. Неразрешенные ситуации, длительная психическая травматизация, адресующаяся к месту наименьшего сопротивления, влекут к повторению психопатических реакций и перерастанию их в психопатическое развитие, поэтому подростков с явными акцентуациями характера считают "группой повышенного риска".
Больше по теме: