Рассмотрим влияние характера на профессиональное самоопределение в различных психологических направлениях. Психоанализ характера и профессия. Среди многих теоретических построений, выдвинутых Фрейдом, большое признание получила так называемая концепция психологических стадий развития личности. Четыре основные стадии – оральная, анальная, фаллическая и генитальная охватывают время от начала рождения до наступления полового созревания. Эти стадии указывают на локанизацию либидо в определенном участке тела. Понятие либидо объясняется Фрейдом достаточно широко. Это все то, что может доставлять малышу удовольствие – и кормление, и опорожнение кишечника, и детская игра с гениталиями. Застревание на какой- либо стадии или прекращение дальнейшего развития впоследствии серьезно влияют на характер человека и соответственно – на способ осуществления своего профессионального определения. Эти идеи Фрейда со временем были блестяще развиты американским психологом Фроммом, выдвинувшим концепцию характера.
Фромм разделил все разновидности характеров на один продуктивный и четыре непродуктивных типа: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Люди с каждым из этох типов характеров имеют собственное представление об удачной карьере, но все они, кроме представления людей с продуктивным типом характера, являются ложными и не могут сделать человека по настоящему счастливым. Лишь обладателям продуктивноготипа характера повезло.
Человек с продуктивным характером творчески реализует себя в любом деле, совершенствуя при этом самого себя, свои способности и мир вокруг себя.
Человек с рецетивным (потребительским) характером останавливается на оральной стадии развития. Своим успехом в жизни он будет считать достижение хорошего к нему расположения со стороны людей, которые обеспечивают ему беспрепятственный доступ к материальным благам. Их отличает пассивность и зависимость от других людей, неспособность сказать “нет” в отношении тех действий, которые ему не нравятся, но навязываются. Удачная карьера для такого типа – получить хорошую должность при хорошей кормушке, ни за что при этом не отвечая.
Человек с эксплуататорским типом характера застревает на стадии перехода от оральной стадии к анальной. Своим успехом и соответственно счастьем он будет считать ситуацию, в которой получает какой- то вид блага, отнимая его у других обманом или силой. В области интеллектуальной деятельности такие люди будут предпочитать не продуцировать собственные идеи, а красть их у других. Это может быть сделано или в форме грубого плагиата или в виде тонкого варьирования чужих идей. Формм объясняет недостаток собственных оригинальных идей у одаренных людей скорее психологической ориентацией их характера, чем врожденным недостатком оригинальности. Удачная карьера для людей с эксплуататорским типом характера – бесконечно проворачавать сделки, пользуясь несовершенством законодательства, а также наивностью и доверчивостью других людей.
Человек с накопительским типом характера связывает удачную карьеру, жизненный успех и счастье с накоплением и сохранением накопленного. Его высшие ценности – порядок и безопасность. Главной отличительной чертой этого характера является скупость, которая одинаково распространяется как на деньги, так и на чувства и на мысли. Скупость определяет приверженность людей с таким характером к порядку, педантизму и пунктуальности. Такой характер формируется в результате их психологической задержки на стадии анального развития и жесткого поведения родителей в стремлении приучить маленького ребенка к чистоплотности. Человек с накопительским типом чаще произносит слово “нет”, которое есть проявление автоматической защитной реакции на враждебность окружающего мира.
Удачная карьера для людей накопительского типа - попадание на директорское место в государственной или лучше частной коммерческой фирме, которое дает возможность управлять другими людьми, обладать и распоряжаться материальными и финансовыми средствами. Такие люди агрессивны по отношению к тем, кто покушается на их добро или их решения.
Человек с рыночным типом характера относится к себе как к товару, который он для своего успеха и счастья должен суметь как можно более выгодно продать на рынке. Самоуважение такого человека оказывается зависящим не столько от его знаний и умений, сколько от того, насколько удачно он сможет продать себя на рынке общественных услуг. Поскольку конъюнктура на рынке постоянно меняется, то его самоуважение оказывается связанным с условиями, которые человек не может контролировать. Человек, определяющий свою ценность рыночным успехом, рискует тем, что его чувство собственного достоинства будет постоянно попираться. При этом будет страдать и самоидентификация человека, необходимая для нормального психологического самочувствия. При рыночной ориентации характера не развиваются многие ценные качества, потенциально присущие человеку. У такого человека заблокированы его внутренние духовные силы, внутренне он как бы всегда пуст и готов заполниться всем чем угодно в зависимости от требований рынка.
Больше по теме: