Группа сверстников как институт социализации
Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации. По мнению Шибутани «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах . Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.»[1] В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него «как инструкторы, как модели для подражания и как источники подкрепления».[2]
В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой».[3] Это облегчает ему участие в жизни коллектива.
Факторы социализации - общий термин для обозначения воздействий на личность со стороны общества. Среди этих факторов можно выделить институты социализации. Конкретные люди, служащие посредниками в этом процессе, получили название агентов социализации. К институтам социализации можно отнести как те институты, основной задачей которых является социализация индивидов, так и те институты, для которых выполнение этой задачи является побочным. К первым относятся все институты образования (детские сады, школы, высшие учебные заведения и т. д.), ко вторым, все остальные, так или иначе влияющие на социализацию институты. К институтам социализации можно отнести и группу сверстников.
Существуют различные взгляды на социализацию. Некоторые ученые говорят периодизации социализации, причем эти периоды часто совпадают с основными этапами жизненного пути. Так, И. С. Кон считает основными стадиями формирования личности детство, подростковый возраст и юность. Н. В. Андреенкова «весьма определенно ограничивает период социализации рамками детства, отрочества и юности, перехода к зрелости . Соответственно выделяются 3 основных этапа социализации: 1) первичная (социализация ребенка), 2) маргинальная (промежуточная социализация подростка), 3)устойчивая концептуальная целостная (в юношеском возрасте в период перехода от юности к зрелости, т. е. От 17—18 до 23—25 лет). "[4] Другие исследователи, например, Шибутани, считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь, и не представляют его жестко нормативным. Шибутани понимает социализацию как «продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям».[5]
Но даже если мы считаем, что социализация продолжается всю жизнь и не выделяем ее этапов привязанных к возрасту, нельзя игнорировать большее значение тех или иных институтов в определенном возрасте. Безусловно, то, какие институты оказывают влияние на социализацию, во многом зависит от типа общества, его культурных особенностей. Но каждое общество готовит для своих членов более или менее схожий путь социализации. Так в определенном возрасте большинство детей в нашем обществе идут в детский сад, а затем в школу, и их социализация проходит пол влиянием этих институтов. Сто лет назад на социализацию в том же возрасте больше влиял институт церкви. Такой институт как группа сверстников существовал всегда, но на протяжении истории, очевидно, оказывал различное влияние.
В литературе обычно говорится о влиянии группы сверстников на социализацию подростков, хотя этот институт оказывает влияние как до так и после подросткового возраста. Почему же группа сверстников столь важна для подростков и всегда ли она имела для них такое значение? Можно попытаться ответить на этот вопрос используя типологию культур Мид, которая выделяет три типа культур: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. В постфигуративных культурах практически нет изменений на протяжении жизни нескольких поколений, и очень ценится опыт стариков, у которых учатся младшие. Уже в кофигуративных культурах вырастает значение сверстников, так как опыт предыдущего поколения уже не всегда подходит для жизни следующего. Как дети так и взрослые в такой культуре многому учатся у сверстников. Изменения в кофигуративных культурах происходят значительно быстрее, чем постфигуративных, но медленнее чем в префигуративных культурах, где они столь стремительны, что жизненный опыт родителей уже совсем не подходит для детей, и основным носителем новых образцов поведения является молодежь. Судя по всему, наше общество находится где-то на пол пути между кофигуративной и префигуративной культурой, что и делает столь важной роль сверстников в процессе социализации, особенно у подростков. Почему именно для подростков? Очевидно по тому, что опыт старших им уже во многом подходит, а на опыт младших они не могут еще ориентироваться, так как мы еще не на столько приблизились к префигуративной культуре.
Больше по теме: