«Все мы родом из детства», «Все –и хорошее и плохое –человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны наверное всем. Именно семья была, есть, и по- видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни.
Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы. Первая –это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая –это внутри – и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, увы, основательно слабо в городе. Третья группа –это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Вряд ли кто ни будь возьмется оспаривать утверждение, по которому первые две группы факторов (1 >, 2<), могут быть представлены педагогикой семейных отношений, -той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал великий педагог А.С.Макаренко. «Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей «книге для родителей», -самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету –все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!
Так изучая детей из благополучных семейных союзов –полных, материально обеспеченных и впрямую плохо не влияющих на ребенка –ученые обнаружили два типа семей, в которых они выросли. Первый –с потребительским стилем воспитания, где материальное благополучие сочеталось с полной бездуховностью, с мещанскими и стяжательными интересами, и второй –с отсутствием эмоциональных контактов родителей с детьми, нормальных, теплых взаимоотношений.
Наконец, изучая воспитанников спецшколы –интерната (с явными дефектами воспитания), специалисты выяснили, что в их семьях наблюдался один из трех типов явных нарушений правильного отношения к ребенку. Гиперопека со стороны матери. Полное равнодушие к ребенку. И жестокое, агрессивное отношение со стороны одного из родителей. Нельзя не отметить, что именно нравственно-психологическое благополучие родительской семьи, по обобщенным данным целого ряда работ, является едва ли не главным фактором, определяющим стабильность семейного союза выросших в этой семье юношей и девушек. Особенно это выражается в сохранении своеобразной преемственности отношений. Так, например, оказалось, что характер взаимоотношений супругов –родителей определяет установки на взаимоотношения, сложившиеся у их детей, а стиль этих взаимоотношений, зачастую усваивается как эталонный.
Больше по теме: